Совместная социальная ответственность, цивилизованные взаимоотношения, конструктивный диалог: словосочетания эти скоро будут блестеть ярче золота - так часто `полируют` их СМИ
А практика строительства конструктивного диалога такова: один высокопоставленный чиновник регионального масштаба позволил себе, воспользовавшись непроверенными цифрами, упрекнуть два предприятия в том, что они сократили размеры налоговых платежей. И - бизнес в лице управляющей компании вынужден оправдываться, чтобы опровергнуть не соответствующую истине в полном объеме информацию, смело подхваченную и растиражированную коллегами.
Для этого собирается пресс-конференция на площадке известного (а потому - недешевого) информационного агентства. На восстановление доброго имени тратят деньги, время, силы менеджеров. Хорошо еще, что высокопоставленный чиновник и топ-менеджер (по личному заверению второго) находятся в добрых отношениях и не поссорились из-за этого досадного недоразумения.
Выясняется, что на самом деле в федеральный бюджет в 2003 году ОАО `Металлург` уплатило на 84% больше, чем в предыдущем, а в областной - на 11% больше. Недополучил 24% (около 25 млн руб.) муниципальный бюджет - в силу того, что в соответствии с Налоговым кодексом некоторые налоги были отменены (как, к примеру, налог на пользователей автодорог или налог с владельцев автотранспорта), а по некоторым изменилась налогооблагаемая база.
Но здесь виноват не `Пикалевский глинозем` или `Волховский алюминий`, а несовершенный ныне действующий кодекс, стоящий на страже федерального бюджета и `невнимательный` к проблеме формирования муниципальных бюджетов.
А теперь давайте представим, что столь `досадное недоразумение` как подача ложной информации (а по сути - антиреклама) произошло бы между двумя коммерческими компаниями. В Территориальном управлении по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства нам дали исчерпывающий комментарий:
- Согласно статье 10 ФЗ `О конкуренции`, которая определяет понятие недобросовестной конкуренции, за распространение ложной информации - то есть за действие, которое противоречит требованиям добропорядочности и в результате которого одному предприятию был причинен ущерб (имидж, потерянные средства, недополученная прибыль), а другое предприятие получило выгоду - по заявлению пострадавшего в данной ситуации предприятия мы должны наложить на виновника административные санкции, - разъясняет заместитель руководителя Территориального управления МАП РФ по Петербургу и Ленобласти Юрий Матыцин.
Административные санкции - это предписание добровольно исправить свою ошибку - дать за свой счет опровержение во всех СМИ, где эта информация прошла, компенсировать финансовые затраты по восстановлению доброго имени компании-конкурента. Все остальное - покрыть убытки и оплатить недополученную прибыль - может обязать суд. Наверное, находясь в равных условиях с бизнесом и отвечая перед законом по тем же статьям, чиновники любого уровня поостереглись бы распространять непроверенную информацию.
Говоря о социальной ответственности бизнеса, давайте говорить и о социальной ответственности власти. Именно чувствуя свою социальную ответственность перед гражданами, ОАО `Металлург` не прекратило поставлять теплоэнергию в Пикалево и Волхов, общий долг которых составил более 242 млн руб.
И чем, если не полной безответственностью за судьбу и здоровье населения муниципального образования, можно объяснить поведение хозяйствующих глав, позволяющих себе создавать подобные задолженности перед другим хозяйствующим субъектом?
Кстати, о долгах. Если говорить о сфере бизнеса, то в случае накопления задолженностей такого порядка, которые соразмерны с годовыми бюджетами, любого топ-менеджера хозяева если не заподозрят, то уж точно упрекнут, что он готовится отдать кому-то предприятие за долги. А что же государству его активы, необходимые для создания нормальных условий жизни граждан, уже не нужны, если оно позволяет распоряжающимся этой собственностью так вести дела?
`А куда они, бизнесмены, денутся? Что против государства сумеют сделать? Ничего. Тем более что и взять-то с нас, муниципальных предприятий, можно только проржавевшие теплосети...` А если прибавить к этим рассуждениям еще и манипулирование общественным мнением - смотрите, граждане, нехорошие бизнесмены и налогов в местный бюджет меньше заплатили и еще у вас, тружеников, тепло грозятся отключить - то картина совсем неприглядная получается.
На всех уровнях говорим о конструктивном диалоге с бизнесом, подписываем одно соглашение за другим, а сами за спиной, как в детстве, пальцы крестиком держим. Странно как-то.
Комментируя ситуацию с растущей задолженностью со стороны муниципальных образований и высказываемым недовольством властей якобы уменьшившимися поступлениями в бюджет, генеральный директор ООО `Управляющая компания `СевЗапПром` Александр Утевский грустно сказал: `Социальная ответственность - и бизнеса, и власти - в том, что совесть надо иметь. Если нам вернут эти деньги, то у нас появятся и дополнительные возможности по зарплате работникам, и прибыль, и затраты на социальные нужды увеличатся, поскольку это деньги, вынутые из оборота.
Кстати, обслуживая кредит, соразмерный долгу, мы не доплатили в 2003 году около 10 миллионов рублей налога на прибыль.` (Впрочем, муниципальные образования с этого ничего не получат - налог на прибыль основной своей массой уйдет в Москву, а теплоэнергия-то - вот она, рядом, и без предоплаты...)
Ах, какая прелесть, что не поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем! А что бы было, если бы Иван Иванович не градообразующим предприятием руководил, с которым и дружить должно, а небольшим производством где-нибудь на окраинах Ленобласти? Вряд ли была бы у него возможность по телефону объяснить Ивану Никифоровичу ситуацию, да и денег, чтобы оправдаться перед обществом, могло у Ивана Ивановича не оказаться...
|