Когда ровно 20 лет назад между Ленинградом и Москвой впервые промчался поезд ЭР-200, будущее высокоскоростных перевозок в нашей стране специалисты представляли в розовом цвете: пройдет еще 5-7 лет - и лозунг `Летайте поездами МПС!` станет реальностью. Среди провожавших 1 марта 2004 года ЭР-200 в юбилейный рейс оптимистов уже почти не было. Полеты поездами остались только на бумаге
Наяву все попытки ускорить движение поездов хотя бы между двумя российскими столицами потерпели неудачу. Самая крупная - банкротство РАО `ВСМ`, оставившее 2,6 млрд руб. долгов по договору поручительства N 242 от 21.10.97 для обеспечения строительства транспортно-коммерческого центра, на который кредит выделили британские финансовые институты. Долг лег на городской бюджет.
Правда, в Петербурге этот долг не признают, потому что бывший губернатор В. Яковлев договор поручительства подписал, но документ не был утвержден ЗС Петербурга. Поэтому он в силу так и не вступил. Только в Минфине РФ недавно вновь дали понять, что не согласны с такой точкой зрения: ведь деньги по кредиту надо англичанам возмещать. И если не из бюджета Петербурга, то, стало быть, из федеральной казны...
Для создания скоростного движения на линии Петербург-Москва несколько лет шла модернизация инфраструктуры с одновременным переводом грузовых поездов на окольные маршруты, из-за чего замедлилась доставка товаров с Северо-Запада в Москву. Часть грузопотоков переключили на автомобили. Теперь на автомагистрали между мегаполисами пробки, а дорожники ищут средства для ее модернизации: трасса не выдерживает нагрузок.
Под скоростные поезда на Октябрьской железной дороге строили спецдепо с ремонтными эстакадами и моечным участком, оборудованным машинами немецкой фирмы Wesumat. Это депо предназначалось для самого быстрого поезда России `Сокол-250`, на что потратили уйму средств. Однако нового состава для скоростного железнодорожного сообщения по-прежнему нет. На линии курсирует лишь модернизированный ветеран ЭР-200 (на нем при постройке, напомним, стояли еще рижские электроаппараты выпуска 1960-х!). А рейс на нем занимает почти столько же времени, как и обычным пассажирским составом. Напомним также, что в августе 2001-го петербуржцы натерпелись страха, когда поезд ЭР-200 средь бела дня врезался в тупиковую призму на Московском вокзале. А перед этим с составом в пути случилась другая неприятность: вышли из строя некоторые детали электрооборудования, в частности электронные блоки...
После этого происшествия железнодорожники пересмотрели свое отношение к оценке качества скоростных поездов: раньше главное внимание эксперты уделяли двигателям, эргономике и дизайну, а теперь - электрооборудованию. И как раз недостатки в электросистемах дали повод специалистам МПС в начале 2002 года основательно ощипать перья `Соколу`, на создание одного только опытного образца которого было потрачено $38 млн...
Когда в январе 2003 года в МПС утвердили техническое задание на партию из 5 скоростных поездов на базе поезда `Сокол`, то стало очевидно: предстоит создать практически новый подвижной состав. Ведь сам проект `Сокола` в целом признали бесперспективным.
Руководители РЖД вынуждены признать, что современного подвижного состава для скоростных трасс в России до сих пор нет. Это, впрочем, не мешает вести переговоры, например, с руководством железных дорог Финляндии об открытии скоростного сообщения Петербург-Хельсинки. А недавно на переговорах с генеральным директором гендиректората комиссии ЕС по транспорту и энергетике Франсуа Ламуре обсуждался еще один проект - линия скоростного сообщения на Калининград.
Однако за рубежом уже сложно найти под эти железнодорожные проекты доверчивых инвесторов: все хорошо помнят историю с РАО `ВСМ`. Своими же силами реализовать идею высокоскоростного пассажирского сообщения в РЖД, похоже, уже не надеются. Во всяком случае, в ближайшее время любителей экономить время в дороге и летать поездами просят не беспокоиться. |