Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Так и не разогнались - ЭиВ N 9 (496)
Первая полоса
Так и не разогнались
No. 9 (496) 08.03.2004
Борис УШАКОВ
Когда ровно 20 лет назад между Ленинградом и Москвой впервые промчался поезд ЭР-200, будущее высокоскоростных перевозок в нашей стране специалисты представляли в розовом цвете: пройдет еще 5-7 лет - и лозунг `Летайте поездами МПС!` станет реальностью. Среди провожавших 1 марта 2004 года ЭР-200 в юбилейный рейс оптимистов уже почти не было. Полеты поездами остались только на бумаге



Наяву все попытки ускорить движение поездов хотя бы между двумя российскими столицами потерпели неудачу. Самая крупная - банкротство РАО `ВСМ`, оставившее 2,6 млрд руб. долгов по договору поручительства N 242 от 21.10.97 для обеспечения строительства транспортно-коммерческого центра, на который кредит выделили британские финансовые институты. Долг лег на городской бюджет.

Правда, в Петербурге этот долг не признают, потому что бывший губернатор В. Яковлев договор поручительства подписал, но документ не был утвержден ЗС Петербурга. Поэтому он в силу так и не вступил. Только в Минфине РФ недавно вновь дали понять, что не согласны с такой точкой зрения: ведь деньги по кредиту надо англичанам возмещать. И если не из бюджета Петербурга, то, стало быть, из федеральной казны...

Для создания скоростного движения на линии Петербург-Москва несколько лет шла модернизация инфраструктуры с одновременным переводом грузовых поездов на окольные маршруты, из-за чего замедлилась доставка товаров с Северо-Запада в Москву. Часть грузопотоков переключили на автомобили. Теперь на автомагистрали между мегаполисами пробки, а дорожники ищут средства для ее модернизации: трасса не выдерживает нагрузок.

Под скоростные поезда на Октябрьской железной дороге строили спецдепо с ремонтными эстакадами и моечным участком, оборудованным машинами немецкой фирмы Wesumat. Это депо предназначалось для самого быстрого поезда России `Сокол-250`, на что потратили уйму средств. Однако нового состава для скоростного железнодорожного сообщения по-прежнему нет. На линии курсирует лишь модернизированный ветеран ЭР-200 (на нем при постройке, напомним, стояли еще рижские электроаппараты выпуска 1960-х!). А рейс на нем занимает почти столько же времени, как и обычным пассажирским составом. Напомним также, что в августе 2001-го петербуржцы натерпелись страха, когда поезд ЭР-200 средь бела дня врезался в тупиковую призму на Московском вокзале. А перед этим с составом в пути случилась другая неприятность: вышли из строя некоторые детали электрооборудования, в частности электронные блоки...

После этого происшествия железнодорожники пересмотрели свое отношение к оценке качества скоростных поездов: раньше главное внимание эксперты уделяли двигателям, эргономике и дизайну, а теперь - электрооборудованию. И как раз недостатки в электросистемах дали повод специалистам МПС в начале 2002 года основательно ощипать перья `Соколу`, на создание одного только опытного образца которого было потрачено $38 млн...

Когда в январе 2003 года в МПС утвердили техническое задание на партию из 5 скоростных поездов на базе поезда `Сокол`, то стало очевидно: предстоит создать практически новый подвижной состав. Ведь сам проект `Сокола` в целом признали бесперспективным.

Руководители РЖД вынуждены признать, что современного подвижного состава для скоростных трасс в России до сих пор нет. Это, впрочем, не мешает вести переговоры, например, с руководством железных дорог Финляндии об открытии скоростного сообщения Петербург-Хельсинки. А недавно на переговорах с генеральным директором гендиректората комиссии ЕС по транспорту и энергетике Франсуа Ламуре обсуждался еще один проект - линия скоростного сообщения на Калининград.

Однако за рубежом уже сложно найти под эти железнодорожные проекты доверчивых инвесторов: все хорошо помнят историю с РАО `ВСМ`. Своими же силами реализовать идею высокоскоростного пассажирского сообщения в РЖД, похоже, уже не надеются. Во всяком случае, в ближайшее время любителей экономить время в дороге и летать поездами просят не беспокоиться.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru