Одним из первых шагов нового председателя Комитета по культуре администрации Петербурга Н. Кущенковой может стать превращение `Петербург-концерта` в `...своеобразную фабрику звезд` (из интервью Н. Кущенковой газете `Смена` от 09.12.2003). Причиной такой реорганизации, по ее мнению, стало `...отсутствие хотя бы одного интересного имени, которое появилось благодаря `Петербург-концерту` и представляло бы город`. Но так ли уж справедлива эта оценка и столь однозначна необходимость радикальных перемен?
Культурное наследие
`Ленконцерт` - предшественник `Петербург-концерта` был создан в 1930 году. Он не только представлял собой центр городской культурной жизни, организуя эстрадные и симфонические концерты, выступления чтецов и артистов оригинального жанра, но и являлся проводником искусства тогда еще ленинградской особо уважаемой школы для всего Советского Союза.
Артисты `Ленконцерта`, располагая государственным финансированием, имели возможность гастролировать по стране, выполняя культурно-просветительскую миссию. Надо признать, что политические руководители и чиновники тех лет хорошо разбирались в том, что такое идеология патриотизма и какими средствами ее нужно нести в массы.
Славные традиции `Ленконцерта` были связаны с такими именами, как Аркадий Райкин во главе Театра миниатюр, мастер конферанса Петр Муравский, Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Анатолий Бадхен, Павел Рудаков и Владимир Нечаев. Это - и ансамбли `Дружба`, и `Поющие гитары`, `Хореографические миниатюры` и театр Б. Эйфмана, `Мюзик-Холл` и театр `Буфф`, Э. Хиль, В. Бенцианов, Э. Пьеха, А. Асадуллин, `Рок-опера`, С. Рогожин и Л. Сенчина, А. Розенбаум, Г. Орлов и А. Александрович.
`Ленконцерт` просуществовал до 1992 года - начала всеобщего перестроечного развала. Затем он был расформирован и разделился на четыре организации: `Нева-концерт`, где остался бывший эстрадный отдел, `Камерная филармония`, где работали симфонические коллективы, театральные артисты и чтецы, Детская филармония и Центр джазовой музыки.
В 1994 году `Камерная филармония` была реорганизована в Государственное концертно-филармоническое учреждение (ГКФУ) `Петербург-концерт`. Организация `Нева-концерт` была ликвидирована, ее артистический состав был переведен в `Петербург-концерт`.
Культурная экономика
Сегодня штат творческих работников `Петербург-концерта` - 341 человек, в том числе - 310 артистов филармонического жанра, 31 артист - эстрадного. Для выполнения годового плана организацией привлекается дополнительно более тысячи артистов.
Бюджет города финансирует заработную плату работников `Петербург-концерта` в объеме 1,425 млн руб. в месяц, средняя зарплата сотрудников при этом составляет 3167 руб. Средства из бюджета также частично покрывают затраты на новые постановки, капитальный ремонт, оплату коммунальных услуг.
Все остальные расходы, включая ремонт административных помещений и репетиционной базы, организация оплачивает из собственных средств.
В 2002 году доходная часть от основной деятельности предприятия `Петербург-концерт` составила около 11,2 млн руб., а прибыль - 106 тыс. руб. Это уникальные в своем роде финансовые показатели для структурного подразделения Комитета по культуре Петербурга, учитывая, что доходы получены в большей степени от исполнения классической музыки и работы артистов литературного жанра.
По итогам 2003 года предприятие получило доходы в размере 10,7 млн руб. Особая гордость `Петербург-концерта` - отремонтированное здание (частично - на средства бюджета, частично - на свои) на набережной Фонтанки, 41, в котором располагаются административные помещения и концертный зал.
Культурные имена
Что же не удовлетворяет новое руководство Комитета по культуре в деятельности `Петербург-концерта`? Возможно, дело в том, что, по мнению Н. Кущенковой, `...концертная деятельность должна осуществляться по-другому. Скорее всего, `Петербург-концерт` должен стать продюсерским центром, своеобразной фабрикой звезд`.
Получается, что петербургский вариант концертной деятельности не проходит, так сказать, новый культурный ценз и не дотягивает до московского размаха. Правда, что такое `фабрика звезд`, мы хорошо знаем на примере одноименной телепередачи, которая, к сожалению, насаждает идеологию воплощения этакой американской мечты в искусстве. Она, пропагандируя то, что на сленге называется попсой и клюквой, последовательно ведет к снижению культурного и образовательного уровня населения, прежде всего - подрастающего поколения, которое, увы, часто принимает попсу за культуру.
А вот `Петербург-концерт` ежегодно формирует десятки абонементов, рассчитанных на учащихся разных возрастов. Темы этих абонементов тесно связаны с программами по истории, литературе, обществоведению, мировой художественной культуре, истории города.
На литературно-музыкальных концертах молодежь приобщается к классическому музыкальному и литературному наследию. Концерты проходят как на сценах камерных залов (Дом Кочневой, Музей театрального искусства, Музей-квартира А. С. Пушкина, особняк М. Кшесинской, дворец З. Юсуповой), так и в школах и библиотеках. В 2003 году было организовано 32 абонемента, которые включили в себя 256 концертов.
Сотрудниками `Петербург-концерта` являются звезды российской культуры первой величины, такие как Камерный хор и Государственный симфонический оркестр под управлением з. д. и. России Н. Корнева, ансамбль `Солисты Санкт-Петербурга` под управлением н. а. России М. Гантварга, ансамбль солистов `Рождество` под управлением Ольги Ступневой, Квартет Н. А. Римского-Корсакова, ансамбль `Россика` под управлением В. Копыловой-Панченко, `Терем-Квартет`. Есть в его составе народные артисты России - Э. Пьеха, Э. Хиль, Л. Сенчина и заслуженные - М. Капуро, С. Рогожин.
Есть театральный проект `Наш Театр` Льва Стукалова. Среди звезд - гитарист Михаил Радюкевич, скрипачи Александр Ямпольский и Илья Иофф, пианисты Сергей Форостяный, Михаил Блехер; чтецы Василий Соловьев-Седой, заслуженные артисты России Алексей Феофанов, Лев Елисеев, Алексей Емельянов, Сергей Новожилов, Марина Крутикова и другие.
С открытыми письмами министру культуры РФ М. Швыдкому и председателю Комитета по культуре Петербурга Н. Кущенковой обратились в поддержку `Петербург-концерта` его сотрудники: литературовед Людмила Левитас, заведующий литературной частью Е. Марцинкевич, заслуженный артист России Леонид Мозговой - исполнитель главных ролей в фильмах А. Сокурова `Камень` (Чехов), `Молох` (Гитлер), `Телец` (Ленин).
Не правда ли, яркие имена?
`Культурная революция`
Так что же всех так взволновало, и в чем причина желания расформировать `Петербург-концерт`? Будущему потенциальному ГКФУ `Фабрика звезд` вряд ли понадобятся чтецы, инструменталисты, литературоведы и хоры. На `Фабрике` должны трудиться те, кто без лишних размышлений о судьбах петербургской и российской культуры заколачивает монету, используя понятные народу образы формата `Саша плюс Маша равно...`.
Остается надеяться, что новая `культурная революция`, о которой говорят чиновники, в Петербурге все-таки не произойдет и `новые пролетарии с фабрик звезд` не станут `петь баритонами о том, что тяжелые годы уходят`, как в замечательном фильме петербургского режиссера Владимира Бортко `Собачье сердце`.
От редакции
Вопрос о судьбе `Петербург-концерта` для города не рядовой, потому что затрагивает общие проблемы многих творческих учреждений культурной столицы России.
Как сохранить лучшее из культурных достижений и традиций Петербурга?
Сколько готов и может платить город из своего бюджета на поддержку творческих коллективов?
Как обеспечить экономическую рентабельность учреждений культуры, не жертвуя высокими принципами?
Эти и другие вопросы мы предлагаем обсудить на страницах газеты деятелям культуры, представителям власти и бизнеса, всем заинтересованным лицам.
|