Предприятия и организации Ленинградской области продолжают нуждаться в кадрах. И чем дальше, тем больше дефицит. Причина не только в резком снижении темпов прироста населения (а с 2006-го по 2010 год специалисты Госкомстата РФ прогнозируют и количественное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте на 56 тысяч человек, что составит более 5% от трудоспособного населения), но и в структурном несоответствии между предложением и спросом на рынке труда
Около 80% заявленных работодателями Ленобласти вакансий предназначено для трудоустройства рабочих различных профессий и квалификаций, но лишь у 40% соискателей - рабочие профессии.
Любовь Романчук, начальник отдела развития социальной сферы и трудовых ресурсов комитета по экономике и инвестициям правительства Ленобласти, так комментирует ситуацию:
- На высоком государственном уровне долго и много говорили про реформирование системы профессионального образования, но, по существу, реформы не произошло. Сегодня выпуск остался на уровне начала 1990-х годов, когда потребовалось большое количество кассиров, бухгалтеров, юрисконсультов средней квалификации, а работников высокой квалификации и тех, кто нужен в наших муниципальных образованиях, как не готовили, так и не готовят. Более того, в ходе реформы профессиональные образовательные учреждения потеряли и квалифицированных педагогов, и в основной массе лишились лабораторно-технической базы.
По данным службы занятости населения по Ленинградской области наиболее востребованными на рынке труда являются слесари различного профиля, водители, плотники, трактористы, электрогазосварщики, доярки и монтажники.
Учреждения народного образования и здравоохранения испытывают дефицит в учителях, воспитателях, мастерах производственного обучения, врачах, медсестрах.
Не дожидаясь, пока на федеральном уровне разработают адекватную программу выхода из кризисной для многих отраслей хозяйства ситуации с кадрами, правительство Ленобласти последние три-четыре года прилагает немалые усилия по исправлению ситуации.
`В 2001 году была принята двухлетняя программа действий по обеспечению предприятий и организаций области квалифицированными кадрами, в конце 2002 года введен порядок формирования государственного заказа на подготовку кадров на всех уровнях системы профессионального образования Ленобласти. В течение 2003 года специалисты комитета по экономике и инвестициям собирали информацию о потребностях предприятий, анализировали ее, готовили прогноз по развитию рынка трудовых ресурсов на ближайшие годы,` - сообщила начальник сектора формирования демографической и кадровой политики правительства Ленобласти Оксана Евсеенко.
На основе заявок предприятий образовательные учреждения сформировали проект госзаказа на специалистов и внесли их на рассмотрение в специально созданные муниципальные координационные комитеты (МКК). Объединив согласованные МКК проекты госзаказа по каждому образовательному учреждению, комитет общего профессионального образования представил общий проект в областной координационный комитет.
И тут обнаружились парадоксальные вещи: при годовой потребности в слесарях более 1000 человек образовательные учреждения планируют подготовить 510 специалистов, сварщиков - 602 человека (вакансий - 200), 25 монтажников (вакансий - 140), и 12 операторов машинного доения (потребность - 160). При этом государство `заказывает` 500 продавцов и контролеров-кассиров, которые не попали даже в двадцатку наиболее востребованных в области специалистов.
Замечательный порядок подготовки госзаказа, который должен быть ориентирован на потребности в специалистах, на деле привел к формированию документа, который с чистой совестью можно назвать `План приема в профессиональные образовательные учреждения Ленинградской области`.
А произошло это потому, что не только у комитетов, но и у специалистов каждого из них, нет единой мотивации. Муниципальные координационные комитеты заботятся об интересах образовательных учреждений, расположенных на их территориях, комитет общего и профессионального образования - о сохранении учебных программ по востребованным профессиям, комитет по экономике и инвестициям - о развитии всех направлений областной экономики, и при этом каждый специалист заинтересован, чтобы его документы не были подвергнуты критике. Неудивительно, что госзаказ на подготовку специалистов 2004 года получился комом. Не беда, ведь на то он и первый.
Для того чтобы в будущие годы ситуация изменилась, председателю областного координационного комитета Григорию Двасу совместно с коллегами многое предстоит сделать: и спрогнозировать потребности на ближайшие годы, и убедить муниципалов ориентироваться на заявки хозяйствующих субъектов при создании проектов, и помочь комитету общего и профессионального образования, сохранив объемы федерального финансирования, скорректировать перечень профессий, которым будут обучать в области, и привлечь предприятия к финансированию образовательных программ по особо дефицитным специальностям.
Много и трудно? Но делать-то все равно надо, тем более что и начало уже положено. Говорят, конкретный план действий в этом направлении уже разрабатывается. |