Архангельская область может стать транзитной территорией не только для газовиков, но и для нефтяников
В областной администрации надеются, что удастся подтянуть к себе хотя бы один из существующих проектов по транспортировке добытых из российских недр углеводородов. Не исключено, что туда они будут поступать не только по железной дороге в цистернах, но и по трубопроводам. Целесообразность их строительства уже пытаются обосновать ученые.
Архангелогородцам, по-видимому, не дает покоя идея владельцев ОАО `ЛУКОЙЛ`, `ЮКОСа`, `Сибнефти` и `Сургутнефтегаза` построить нефтепровод от месторождений Западной Сибири до Мурманска мощностью до 80 млн тонн нефти в год. Тогда на новом нефтетерминале, который намечено построить в Мурманской области, смогут переваливать до 120 млн тонн углеводородов в год.
В `Транснефти` уже не возражают против подобного проекта, которому отдают приоритет на уровне Правительства РФ. Однако в `Транснефти` не намерены распылять инвестиции, поэтому сначала хотят завершить капиталоемкий проект в Приморске. А пока ученым дают время на то, чтобы выбрать оптимальный маршрут прокладки трубопровода в Мурманскую область, подготовить ТЭО и рабочую документацию. Все это планируется завершить в 2004 году. Если обстоятельства в дальнейшем сложатся благоприятные, то новую трубу успеют сдать в эксплуатацию, как ожидается, в конце 2007 года.
Однако в порту Архангельск уже с 2002 года обрабатывают нефтепродукты, следующие на экспорт. Нефтебазой ОАО `Роснефть-Архангельск` в 2003 году отгружено 1,5 млн тонн нефтепродуктов. Это, правда, на 27% меньше, чем в 2002-м. В `Роснефти` утверждают, что способны переваливать через Архангельск до 4 млн тонн нефти. Для этого нужно укрепить железнодорожную инфраструктуру на участке, ведущем в город Котлас. Еще 120-150 тыс. тонн нефти можно отправлять в летнюю навигацию по Северной Двине. В `Роснефти` готовы вложить в проект более 500 млн руб., в том числе на реконструкцию архангельской нефтебазы - 156 млн руб.
ЗАО `Татнефть-Архангельск` вместе с ООО `ARM-Нефтесервис` намерены переваливать до 6-8 млн тонн нефти в год через Северодвинск. Претендуют на нефтеперевалку и в Кандалакше. Кроме того, в районе порта Онега идет перевалка из речных танкеров ОАО `Волготанкер`, следующих с юга по Беломорско-Балтийскому водному пути, на морские танкеры. В 2003 году выполнено около 70 рейсов, доставивших на экспорт 180 тыс. тонн нефтепродуктов.
Все эти проекты реализуют с 2002 года, но о них заговорили сейчас в Архангельской области не случайно: ведь один из проектов строительства трубопровода в Мурманскую область предполагается проложить по дну через Белое море. Однако в таком варианте путепровод проследует через Архангельскую область поблизости от портов Архангельск и Северодвинск.
В такому случае понятно горячее желание руководства нефтяных компаний, не попавших в орбиту мурманского проекта, пристроиться к заветной трубе. Ведь от нее до Архангельска и Северодвинска - рукой подать. Таким образом, архангелогородцы предлагают мурманчанам поделиться нефтяными потоками.
Вопрос в том, учтут ли в Правительстве РФ их пожелания? И как отнесутся к этим проектам в Скандинавских странах?
|