Проблема обеспеченности кадрами отраслей народного хозяйства распадается на две составляющие: подготовка кадров и закрепление их (в глобальном смысле - в стране, в более узком, территориальном, смысле - на том или ином предприятии, в том или ином населенном пункте).
И словосочетание `отрасли народного хозяйства` здесь используется не случайно, потому что, как показал `круглый стол`, посвященный практическим аспектам кадровой политики России, котороый состоялся в агентстве `Росбалт`, сегодня одинаково уязвимыми оказались практически все отрасли экономики - от дошкольного образования до наукоемкого машиностроения
Реалии, озвученные участниками `круглого стола`, таковы.
Преподавательско-педагогический состав высших, средних специальных и профессиональных учебных заведений страны стареет. (Особенно это коснулось вузов, где готовят специалистов для высокоточных и наукоемких производств.) Между поколением 60-70-летних преподавателей и поколением 20-летних студентов нет никакой прослойки среднего возраста, поскольку подавляющее большинство ученых и преподавателей за годы реформ `вымыло` экономическими факторами.
Лучшие преподаватели ушли сами, будучи не в состоянии прокормить на скромные зарплаты ни себя, ни свои семьи, оставшиеся - попали под гребенку массовых сокращений первой половины 1990-х годов, поскольку тогда казались администрации менее уязвимыми, по сравнению с теми, кому оставалось год-два до пенсии.
Вместе с преподавателями стареет и лабораторно-технологическая база, и сама наука. По оценкам специалистов, за счет техники, оборудования, открытий и разработок, рожденных в конце 1970-х - начале 1980-х годов, наша наука и поддерживаемые ею производственные отрасли продержатся еще лет 7-10, не больше.
Особняком стоят экономическая наука и юриспруденция - на них происходящие в стране за последние 15 лет перемены не оказали столь губительного воздействия: есть и преподаватели, есть и желающие поступить в аспирантуру, есть и талантливые практики, способные передать опыт выпускникам, количество учебных заведений, предлагающих образование в этих областях, увеличилось на порядок. (Впрочем, и здесь обнаружилась проблема, правда, лежащая больше в области менталитета. Ее озвучила вице-президент Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге Людмила Мургулец - это неготовность нашего соотечественника самостоятельно мыслить и самообучаться.)
Инженерно-технические работники, оставшиеся на заводах, в основной своей массе близки к пенсионному возрасту. Молодежь на предприятия практически не приходит, да и какого молодого инженера заинтересует перспектива получать за свой труд 4-6 тыс. руб. в месяц (что типично для производственных предприятий), если можно за 15 тыс. руб. в месяц обклеивать придорожные щиты рекламными объявлениями.
На одном из предприятий Петербурга, специализирующемся на сложном машиностроении, поделились радостью: в прошлом году к ним пришли двое (!) выпускников технического вуза.
Чаще приходят на предприятия Петербурга выпускники средних специальных учебных заведений, поскольку стартовая заработная плата для рабочих (которых сегодня уже не хватает) все-таки выше - от 7-8 тыс. руб. Но проработав полгода-год, фактически получая все те же деньги, молодой человек, получивший рабочую специальность в учебном заведении, тоже уходит, и уходит на улицу - продавать произведенное в другой стране.
При этом предприятия Петербурга находятся все-таки в более выигрышном положении, по сравнению с областными промышленными предприятиями, поскольку в северной столице рынок потенциальных соискателей работы шире. В Ленобласти, где уровень безработицы составил в 2003 году в отдельных районах лишь 0,3% от общего числа трудоспособных граждан, к примеру, уже сегодня встает вопрос нехватки не только высококвалифицированных кадров, но и разнорабочих.
`Я готов взять в Водоканал любого инженера, пусть троечника, пусть не совсем теоретически подкованного. Но чтобы он был и работал! Дайте любого. Но их же нет`, - не сдержал эмоций Григорий Двас, председатель областного комитета по экономике и инвестициям.
Директор Международной школы менеджмента, руководитель проекта `Высшая школа управления` Центра стратегических разработок `Северо-Запад` Александр Янчевский, проанализировав спрос и предложение на рынке труда за последние 5 лет, делает неутешительный вывод: `Предложение на кадровом рынке не соответствует спросу, и диспропорция имеет тенденцию к расширению. Чисто рыночные механизмы преодоления этого дисбаланса на микроуровне явно недостаточны в силу больших временных лагов и отсутствия необходимых больших оборотных ресурсов у отдельно взятых организаций. Даже крупнейшие компании, создав свой корпоративный университет, не будут способны закрыть проблемы своего кадрового развития самостоятельно`.
Большинство тех, кто нуждается сегодня в квалифицированных специалистах или занимается их профессиональной подготовкой, решая по долгу службы проблему обеспеченности кадрами, сходятся во мнении: к рыночным механизмам следует добавить и государственное регулирование. При этом вопросы подготовки и закрепления кадров надо решать комплексно.
Государственная программа в этой области должна предусматривать и формирование заказа на подготовку специалистов по приоритетным для страны специальностям (основанного на постоянном мониторинге спроса и предложения на рынке труда), и бюджетное финансирование обучения по дефицитным специальностям, и выделение особой строкой средств для развития лабораторно-технической базы учебных заведений всех уровней, и распределение выпускников по предприятиям с условием обязательной отработки в течение 5-7 лет, и оплату обучения самими предприятиями, заинтересованными в специалисте, и предоставление молодым специалистам социальных льгот.
Ждать, что все само как-нибудь образуется, некогда. Отпущенные 7-10 лет пролетят быстро. К счастью, понимают это и на федеральном уровне. Сначала спикер Совета Федерации Сергей Миронов в одном из телевыступлений высказал мнение, что возврат практики государственного распределения выпускников вузов позволит начать решение проблемы обеспеченности кадрами различных отраслей экономики.
Несколько дней назад и Президент РФ Владимир Путин, встречаясь с учеными в Российской академии наук, выступил за предоставление государственных грантов ученым, работающим в области высоких технологий (и особенно тем из них, кто укрепляет оборонный потенциал РФ).
Лед тронулся?
|