Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Нет партнерства без взаимопонимания - ЭиВ N 6 (493)
ОБРАЗОВАНИЕ
Нет партнерства без взаимопонимания
No. 6 (493) 16.02.2004
Андрей Лазарев
Во время своего визита в Петербург исполнительный директор американской компании CIO Collective Стюарт Роббинс попытался проанализировать, почему российским компаниям в сфере IT-технологий трудно вписаться в систему бизнес-специализации рынка США. Из этого анализа можно сделать весьма неприятный вывод: продажи российских технологий на американском рынке тормозят не столько технологические, сколько психологические и методологические барьеры. А это прямое следствие пробелов в российском образовании



Как выясняется, недопонимание начинается на уровне терминов, которые у всех на слуху. Например, в России считают бизнес прозрачным, если компания сообщает о себе некий набор данных, включая финансовые отчеты.

В США само по себе предоставление информации еще не повод для того, чтобы компания считалась открытой для партнерства. Гораздо важнее понять, каковы ее приоритеты и насколько прогнозируемы результаты при осуществлении ее проектов. Тогда возможно оценить уровень рисков и вероятность рекламаций, если партнер доверяет этой компании выполнение конкретных услуг.

Или такое понятие, как `внедрение современных технологий`. В России под ним понимают поставку нового оборудования, в основе которого - новаторство и повышение качества выпускаемой продукции. В США же обращают внимание в первую очередь на изменение уровня организации труда.

Американец может предпочесть компьютерной программе, которая написана на совершенном, с точки зрения программиста, языке, менее совершенный продукт, но с простым интерфейсом. Проигрывая в функциональности, клиент больше сэкономит на переобучении персонала и использовании дисциплинированных, профессионально `натасканных`, но менее квалифицированных работников. Покупателю важен конечный финансовый результат, а не инженерные изыски.

Есть разночтения и по поводу качества продукции. В России нередко уверены: достаточно выпустить добротный товар - и его непременно купят. А в США подчас пользуется спросом не та продукция, что лучше, а та, что оказывается эффективнее и на 95% удовлетворяет требования клиента.

Выбирают не вещи сами по себе, а уровень сервиса. Такой подход к оценке качества окупается за счет сокращения сопутствующих издержек при эксплуатации изделия и за счет расширения контактов, бизнес-связей. Отсюда вытекает основной принцип, которого придерживаются в солидных американских фирмах: хочешь прийти первым в велогонке - держись в кильватере за ее лидером и жди удобного случая, чтобы в нужный момент собрать все силы и сделать рывок для победы.

Это правило, кстати, неплохо усвоили предприниматели из Китая, успешно прорывающиеся к американским прилавкам со своей электроникой и бытовой техникой. А та ниша, которая могла бы быть занята в США российскими фирмами, разрабатывающими программные продукты, оказывается заполненной выходцами из Индии, чьи фирмы активно вторгаются в технологические цепочки американского `хай-тека`.

Российские специалисты в секторе IT-технологий не хуже индийских, однако их подготовка оказывается недостаточно высокой для того, чтобы войти в сеть международной специализации труда. Нужны менеджеры, способные навести мосты, которые соединили бы два берега - российский и глобальный рынки.

Для этого в России в сфере профобразования и разрабатывают проекты, позволяющие состыковать отечественные и международные стандарты ведения бизнеса. Однако не всем вузам удается удачно вписаться в эти проекты.

Во-первых, сложно наладить эффективные контакты с западными бизнес-школами. Многие из западных специалистов опасаются знакомить российских коллег с действительно передовыми технологиями обучения, опасаясь потерять свою интеллектуальную собственность. Ведь на Западе сложился стереотип, что в России она не защищена. И здесь российской стороне необходимо преодолеть определенные барьеры.

Во-вторых, под вывеской обучения по международным стандартам ведения бизнеса в России приютились и такие заведения, где откровенно спекулируют на спросе, который порождает российский рынок.

Сегодня в большинстве солидных учебных заведений конкурс вырос до двух человек на место. Стремительный рост спроса идет за счет притока в Петербург столичных слушателей и все большего количества фирм, оплачивающих обучение своим сотрудникам.

Условно рынок бизнес-образования можно разделить на два больших сегмента по срокам обучения и содержанию программ. Первый - долгосрочные программы обучения, например в рамках Федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, или MBA (Master of Business Administration). Получают образование, как правило, руководители среднего звена.

Подчиненных обучают за меньшие деньги в течение нескольких дней и иногда месяцев. Краткосрочные образовательные программы (тренинги по продажам, бухгалтерские, компьютерные курсы) как раз и образуют второй сегмент образовательного рынка.

Из общего объема рынка ($45 млн в год) на долю краткосрочных программ приходится 95%. Остальные 5% в совокупной емкости рынка составляют долгосрочные программы.

В городе на Неве бизнес-образованием занимается около 200 учебных заведений. Большинство из них специализируется на тренингах. Наиболее популярны тренинги продаж. Сохраняется спрос на курсы: подготовка бухгалтеров, маркетологов, пользователей ПК.

Если учесть, что российский бизнес повторяет западный опыт, то скоро в моду войдут специализированные - отраслевые - тренинги, например, по ресторанному, страховому или банковскому бизнесу, где будут учтены особенности управления в каждом виде деятельности. Отчасти это подтверждается положительной динамикой спроса на индивидуальные программы обучения. Их разрабатывают бизнес-школы под потребности определенной компании, и они не входят в стандартный набор предложения.

По выборочным опросам среди корпоративных клиентов, при выборе вуза для подготовки менеджерского персонала в первую очередь обращают внимание на внедрение последних достижений в области педагогики и информационных технологий. На втором месте - обеспечение качества образования. Котируется не количество красных дипломов, полученных студентами, не ученые степени преподавателей, а соответствие полученных знаний тем требованиям, которые впоследствии предъявляет практика работы по специальности.

В передовых вузах для мониторинга по этому показателю обычно вводится внутривузовская система обеспечения качества. Наконец, клиенты сегодня хотят получить образование, прежде всего соответствующее российским государственным стандартам, которое при этом учитывало бы и международный опыт. Иными словами, все больше ценятся многоуровневые системы обучения.

Все эти требования, в частности, позволяют учитывать программы профподготовки менеджеров с присвоением квалификации МВА (Master of Business Administration - Мастер делового администрирования). Это подтверждает право занимать управленческие должности высшего и среднего звена.

Конкурсная комиссия Минобразования РФ выбрала для участия в эксперименте по реализации программ МВА (приказ Минобразования РФ N 2224 от 18.07.2000) только 15 образовательных учреждений России. Остальные не могут выдавать дипломы гособразца о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением дополнительной квалификации `Мастер делового администрирования`.



Бизнес-школы Санкт-Петербурга, выдающие документ об освоении программы МВА

Бизнес-школы Санкт-Петербурга:

Факультет менеджмента СПбГУ

Высшая экономическая школа (МИПК) СПбГУЭФ

Санкт-Петербургский Международный Институт Менеджмента

Международный банковский институт

Институт международного бизнеса и коммуникаций БГТУ (Военмех)

Международная высшая школа управления СПбГТУ

Российско-бельгийская Международная школа менеджмента

Московские бизнес-школы в Санкт-Петербурге:

Международный Университет

Западные бизнес-школы в Санкт-Петербурге:

Стокгольмская школа экономики

Открытая школа бизнеса Открытого Университета Великобритании

Другие материалы рубрики
ОБРАЗОВАНИЕ
11.02.08Затраты на подготовку кадров растут
11.02.08В `Сколково` подвели итоги
17.09.07Законодательную базу реформы нужно укреплять
17.09.07Магистры должны возвращаться
20.08.0718 российских вузов ждут латышей
20.08.07Они станут первыми
20.08.07`Двухуровневая система образования необходима...`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru