Во время своего визита в Петербург исполнительный директор американской компании CIO Collective Стюарт Роббинс попытался проанализировать, почему российским компаниям в сфере IT-технологий трудно вписаться в систему бизнес-специализации рынка США. Из этого анализа можно сделать весьма неприятный вывод: продажи российских технологий на американском рынке тормозят не столько технологические, сколько психологические и методологические барьеры. А это прямое следствие пробелов в российском образовании
Как выясняется, недопонимание начинается на уровне терминов, которые у всех на слуху. Например, в России считают бизнес прозрачным, если компания сообщает о себе некий набор данных, включая финансовые отчеты.
В США само по себе предоставление информации еще не повод для того, чтобы компания считалась открытой для партнерства. Гораздо важнее понять, каковы ее приоритеты и насколько прогнозируемы результаты при осуществлении ее проектов. Тогда возможно оценить уровень рисков и вероятность рекламаций, если партнер доверяет этой компании выполнение конкретных услуг.
Или такое понятие, как `внедрение современных технологий`. В России под ним понимают поставку нового оборудования, в основе которого - новаторство и повышение качества выпускаемой продукции. В США же обращают внимание в первую очередь на изменение уровня организации труда.
Американец может предпочесть компьютерной программе, которая написана на совершенном, с точки зрения программиста, языке, менее совершенный продукт, но с простым интерфейсом. Проигрывая в функциональности, клиент больше сэкономит на переобучении персонала и использовании дисциплинированных, профессионально `натасканных`, но менее квалифицированных работников. Покупателю важен конечный финансовый результат, а не инженерные изыски.
Есть разночтения и по поводу качества продукции. В России нередко уверены: достаточно выпустить добротный товар - и его непременно купят. А в США подчас пользуется спросом не та продукция, что лучше, а та, что оказывается эффективнее и на 95% удовлетворяет требования клиента.
Выбирают не вещи сами по себе, а уровень сервиса. Такой подход к оценке качества окупается за счет сокращения сопутствующих издержек при эксплуатации изделия и за счет расширения контактов, бизнес-связей. Отсюда вытекает основной принцип, которого придерживаются в солидных американских фирмах: хочешь прийти первым в велогонке - держись в кильватере за ее лидером и жди удобного случая, чтобы в нужный момент собрать все силы и сделать рывок для победы.
Это правило, кстати, неплохо усвоили предприниматели из Китая, успешно прорывающиеся к американским прилавкам со своей электроникой и бытовой техникой. А та ниша, которая могла бы быть занята в США российскими фирмами, разрабатывающими программные продукты, оказывается заполненной выходцами из Индии, чьи фирмы активно вторгаются в технологические цепочки американского `хай-тека`.
Российские специалисты в секторе IT-технологий не хуже индийских, однако их подготовка оказывается недостаточно высокой для того, чтобы войти в сеть международной специализации труда. Нужны менеджеры, способные навести мосты, которые соединили бы два берега - российский и глобальный рынки.
Для этого в России в сфере профобразования и разрабатывают проекты, позволяющие состыковать отечественные и международные стандарты ведения бизнеса. Однако не всем вузам удается удачно вписаться в эти проекты.
Во-первых, сложно наладить эффективные контакты с западными бизнес-школами. Многие из западных специалистов опасаются знакомить российских коллег с действительно передовыми технологиями обучения, опасаясь потерять свою интеллектуальную собственность. Ведь на Западе сложился стереотип, что в России она не защищена. И здесь российской стороне необходимо преодолеть определенные барьеры.
Во-вторых, под вывеской обучения по международным стандартам ведения бизнеса в России приютились и такие заведения, где откровенно спекулируют на спросе, который порождает российский рынок.
Сегодня в большинстве солидных учебных заведений конкурс вырос до двух человек на место. Стремительный рост спроса идет за счет притока в Петербург столичных слушателей и все большего количества фирм, оплачивающих обучение своим сотрудникам.
Условно рынок бизнес-образования можно разделить на два больших сегмента по срокам обучения и содержанию программ. Первый - долгосрочные программы обучения, например в рамках Федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, или MBA (Master of Business Administration). Получают образование, как правило, руководители среднего звена.
Подчиненных обучают за меньшие деньги в течение нескольких дней и иногда месяцев. Краткосрочные образовательные программы (тренинги по продажам, бухгалтерские, компьютерные курсы) как раз и образуют второй сегмент образовательного рынка.
Из общего объема рынка ($45 млн в год) на долю краткосрочных программ приходится 95%. Остальные 5% в совокупной емкости рынка составляют долгосрочные программы.
В городе на Неве бизнес-образованием занимается около 200 учебных заведений. Большинство из них специализируется на тренингах. Наиболее популярны тренинги продаж. Сохраняется спрос на курсы: подготовка бухгалтеров, маркетологов, пользователей ПК.
Если учесть, что российский бизнес повторяет западный опыт, то скоро в моду войдут специализированные - отраслевые - тренинги, например, по ресторанному, страховому или банковскому бизнесу, где будут учтены особенности управления в каждом виде деятельности. Отчасти это подтверждается положительной динамикой спроса на индивидуальные программы обучения. Их разрабатывают бизнес-школы под потребности определенной компании, и они не входят в стандартный набор предложения.
По выборочным опросам среди корпоративных клиентов, при выборе вуза для подготовки менеджерского персонала в первую очередь обращают внимание на внедрение последних достижений в области педагогики и информационных технологий. На втором месте - обеспечение качества образования. Котируется не количество красных дипломов, полученных студентами, не ученые степени преподавателей, а соответствие полученных знаний тем требованиям, которые впоследствии предъявляет практика работы по специальности.
В передовых вузах для мониторинга по этому показателю обычно вводится внутривузовская система обеспечения качества. Наконец, клиенты сегодня хотят получить образование, прежде всего соответствующее российским государственным стандартам, которое при этом учитывало бы и международный опыт. Иными словами, все больше ценятся многоуровневые системы обучения.
Все эти требования, в частности, позволяют учитывать программы профподготовки менеджеров с присвоением квалификации МВА (Master of Business Administration - Мастер делового администрирования). Это подтверждает право занимать управленческие должности высшего и среднего звена.
Конкурсная комиссия Минобразования РФ выбрала для участия в эксперименте по реализации программ МВА (приказ Минобразования РФ N 2224 от 18.07.2000) только 15 образовательных учреждений России. Остальные не могут выдавать дипломы гособразца о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением дополнительной квалификации `Мастер делового администрирования`.
Бизнес-школы Санкт-Петербурга, выдающие документ об освоении программы МВА
Бизнес-школы Санкт-Петербурга:
Факультет менеджмента СПбГУ
Высшая экономическая школа (МИПК) СПбГУЭФ
Санкт-Петербургский Международный Институт Менеджмента
Международный банковский институт
Институт международного бизнеса и коммуникаций БГТУ (Военмех)
Международная высшая школа управления СПбГТУ
Российско-бельгийская Международная школа менеджмента
Московские бизнес-школы в Санкт-Петербурге:
Международный Университет
Западные бизнес-школы в Санкт-Петербурге:
Стокгольмская школа экономики
Открытая школа бизнеса Открытого Университета Великобритании
|