На прошлой неделе президентский совет по науке прошел в Академии наук РФ. Ученые сообщили президенту о потерях российской науки (за период реформирования страны выбыли около миллиона ученых) и высказали свои взгляды по поводу укрепления и развития интеллектуального потенциала страны, обратив особое внимание на стимулирование труда молодых дарований
Известно, что средний возраст кандидата наук в России сейчас 49 лет, а доктора наук - 60, хотя мировая статистика показывает, что пик исследовательской эффективности - 40 лет.
При обсуждении проблем науки и высшей школы Президент РФ В. Путин заметил, что бюджетное финансирование высшего образования за последние годы утроилось, возросли и ассигнования на развитие науки, тем не менее он намерен дать поручение правительству о повышении величины грантов под актуальные исследования в размере 20-30 тыс. руб. в месяц. Наряду с этим президент призвал руководителей исследовательских институтов и вузов научиться импортировать `мозги`, то есть сделать реальным процесс возвращения части ученых не только с Запада, но и из стран СНГ.
Международное сотрудничество в области науки и образования, по словам президента, должно превратиться в улицу с двусторонним движением.
Почти десятилетие находясь в сложном финансовом положении, российская высшая школа научилась выживать, в разных регионах - по-разному. Минобразования РФ одобрило практику интеграции по схеме `вуз - техникум - ПТУ`, нацеленную на укрепление и развитие регионального рынка труда (`ЭВ` N 3 от 26.01.2004).
Университетские комплексы в Оренбурге и Чувашии, Сыктывкаре и Великом Новгороде, как правило, формировались и интегрировали другие образовательные структуры на базе технических и экономических направлений, наиболее востребованных или перспективных на той или иной территории.
Потребность в интеграции, как показывает практика, актуальна в масштабах одного региона. Если вузы находятся в разных субъектах Федерации, то гораздо злободневнее юридическая и фактическая самостоятельность каждого.
Псковский государственный политехнический институт начал самостоятельную жизнь с 2004 года. До этого, с 1972 года, он работал как филиал Ленинградского политехнического института, впоследствии -Санкт-Петербургского политехнического университета. По качеству инженерной подготовки считается ведущим вузом Псковской области, чему, кстати, способствовал и его статус филиала (80% научных кадров были укомплектованы аспирантурой головного вуза), авторитет укреплял и госдиплом Петербургского университета.
Тем не менее с развитием рыночных отношений положение филиала осложнилось: все организационно-учебные и финансовые вопросы приходилось решать через головной вуз, что тормозило учебную деятельность.
Изменение юридического статуса позволяет региональному вузу более эффективно работать на территории области и, учитывая ее приграничное положение, развивать международное взаимодействие. Гипотетическое предложение Президента РФ о научно-образовательном двустороннем движении в псковском `политехе` уже оформляется в реальный процесс.
Восстановлено традиционное обучение в вузе студентов из Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы. Проявляет интерес к обучению в Пскове молодежь из Азии и Африки. Руководство вуза в первую очередь сосредотачивает внимание на учебных и научных контактах с ближайшими соседями - странами Балтии и Скандинавии. Организована специальная программа на тему `Как вести бизнес в России`, способствующая организации международных бизнес-проектов.
Группы финских специалистов охотно приезжают в Псков и учатся как прилежные студенты. Аналогичные программы разрабатываются и для других потенциальных бизнес-партнеров России.
Однако Псков как индустриальный город сегодня не имеет четко очерченных перспектив развития. Промышленные предприятия выживают сами по себе или переходят в собственность московских финансово-промышленных групп. И хотя все они испытывают острейшую нехватку кадров, в первую очередь среднего звена, консолидированной программы по подготовке промышленного персонала для Пскова, Великих Лук и области в целом нет.
Директор политехнического института профессор Сергей Вертешев рассчитывает на то, что, обретя юридическую самостоятельность, вуз сумеет организовать опорные учебные пункты в экономических центрах области и тем самым воздействовать на формирование регионального рынка труда.
Кроме того, по его мнению, новый статус позволит улучшить федеральное финансирование учебной и научной деятельности, открыть на базе института аспирантуру и получать образовательные гранты, в частности, по правительственной программе дополнительного образования, нацеленного на развитие конкретных регионов или хозяйственных отраслей.
|