Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Грузопотоки в России растут, но почему-то минуют ОЖД - ЭиВ N 5 (492)
ФИНАНСЫ
Грузопотоки в России растут, но почему-то минуют ОЖД
No. 5 (492) 09.02.2004
Александр ВОЕВОДИН
В филиале ОАО `РЖД` `Октябрьская железная дорога` (ОЖД) сменилось руководство: начальником ОЖД назначен Виктор Степов, который ранее занимал должность заместителя начальника ОЖД по экономике



Слухи об отставке начальника ОЖД Геннадия Комарова появились уже в середине осени 2003 года. Уйдет ли Г. Комаров или останется в обойме, никто толком не знал. Долго не проявлялись и возможные претенденты на этот пост. А те кандидатуры, которые мелькали на страницах СМИ, людьми, знакомыми с кулуарными играми в железнодорожном ведомстве, всерьез не воспринимались. Например, фигура начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько. Его перевод в Петербург был маловероятен по одной простой причине: ранее А. Целько занимал один из ключевых постов в МПС РФ и был переведен за пределы столицы вместе с группой руководителей, сильно `засветившихся` в свите бывшего министра путей сообщения России Николая Аксененко.

А. Целько - талантливый руководитель, но в ближайшее время он не может занимать посты, которые прямо или косвенно приближали бы его вновь к управленческому аппарату в Москве.

Эксперименты с засылкой варягов в Петербург, по неофициальным данным, полученным из ОАО `РЖД`, не оправдались. Поэтому следовало ожидать прихода в кресло главы ОЖД кого-то из заместителей Г. Комарова. Но несколько вероятных претендентов на пост начальника ОЖД неожиданно рокировались в Москву: главного инженера дороги Валентина Гапановича назначили вице-президентом ОАО `РЖД`, замначальника ОЖД по работе с органами власти субъектов РФ Владимира Белозерова и начальника Санкт-Петербургского отделения ОЖД Виктора Иванова - замами министра путей сообщения России.

Такая ротация указывала на укрепление статуса ОЖД и ее особое место в системе иерархии нынешнего руководства российскими стальными магистралями. На этом фоне удаление Г. Комарова выглядело вообще маловероятным. Разумеется, ни для кого не было секретом, что между ним и новым министром путей сообщения России Вадимом Морозовым пробежала черная кошка. Однако это не могло повлиять на кадровые перестановки: перевешивали хорошие отношения между Г. Комаровым и президентом ОАО `РЖД` Геннадием Фадеевым.

Г. Фадеев перевел Г. Комарова в ОЖД в качестве антикризисного управляющего. И президент ОАО `РЖД` подчеркивал, что со своей задачей его протеже справился. Официальная причина кадровой перестановки - желание Г. Комарова выйти на пенсию в связи с семейными обстоятельствами.

Действительно, при Г. Комарове были введены жесткие лимиты на расходы по обеспечению грузовых и пассажирских перевозок, были погашены долги ОЖД перед субъектами РФ и по выплатам рядовым работникам, оптимизированы штаты и система финансирования проектов развития дороги... Правда, говорят, что Г. Комаров был иногда слишком радикален и в ОЖД не избежали бы перегибов, не будь в его окружении грамотных и гибких заместителей - таких, как В. Гапанович, который отлично разбирался в железнодорожных технологиях и специфике перевозок на Северо-Западе РФ.

Заметим, что в СЗФО сложно калькировать опыт, например, Восточно-Сибирской железной дороги, которую ранее возглавлял Г. Комаров, по организации маршрутных и тяжеловесных поездов с сокращением сортировочных станций: то, что дало экономию в Сибири, могло нанести ощутимый удар по малому и среднему бизнесу в Петербурге, оперирующему мелкими партиями грузопотоков.

Непросто чисто психологически складывались поначалу отношения Г. Комарова и с губернаторами Северо-Запада РФ. Ряда конфликтов удалось избежать благодаря гибкой политике В. Белозерова... Так что неудивительно, что петербургских руководителей из ОЖД по достоинству оценили в Москве.

Однако их уход сужал круг претендентов на замену Г. Комарова, что сокращало вероятность смены власти в ОЖД. Смущал, правда, один деликатный момент: Г. Комаров в последнее время слишком много средств выделял на развитие сухопутных погранпереходов и на проекты сотрудничества со странами Балтии. При этом ряд крупных отечественных стивидорных компаний Петербурга, Мурманска, Высоцка, деятельность которых зависит от железнодорожных перевозок, по итогам 2003 года ухудшил показатели по грузопереработке, и это могло сыграть для Г. Комарова роковую роль. Ведь та же статистика упорно свидетельствовала о положительной динамике транзитных грузоперевозок по стальным магистралям стран Балтии...

Заслуги заслугами, но получалось, что Г. Комаров отклонился от стратегического курса России на всемерное укрепление морских портов на Северо-Западе России со всеми вытекающими последствиями. И вполне логично, если сработали некие скрытые пружины, которые вынудили Г. Фадеева принять неприятное для него решение.

Назначение начальником ОЖД Виктора Степова означает, что дороге предстоит продолжить прежний курс, однако в него должны быть внесены коррективы. Задача поставлена непростая: с одной стороны, в ОАО `РЖД` заставят улучшить финансовые показатели дороги, а с другой - держаться в русле макроэкономических задач, поставленных Правительством РФ. Сложность в том, что перевозки через сухопутные погранпереходы до морских терминалов стран Балтии для российских железнодорожников доходнее, чем отправка грузов в адрес отечественных портов.

Кроме того, предстоит постепенный и болезненный переход от технологических и узковедомственных методов в оценке эффективности проектов дальнейшего развития стальных магистралей к системе финансового управления железнодорожной инфраструктурой. Без этого затормозится дальнейшая либерализация организации перевозок грузов и пассажиров по рельсам. Это общая задача для ОАО `РЖД`.

Однако в первую очередь перемены должны коснуться именно Северо-Запада РФ, где сильнее развита конкуренция на транспорте и велика доля экспортно-импортных поставок, что создает предпосылки для совершенствования логистического сервиса. И здесь В. Степов как нельзя лучше подходит для решения новых задач. Ведь именно он курировал финансовые вопросы и отношения с кредиторами. При В. Степове с 2003 года ввели в обиход планирование бюджетирования и уровня задолженности дороги. Это неудивительно: В. Степов - член совета директоров ЗАО `Балтийский банк`, и ему знакомы методы управления финансовыми потоками.

Г. Фадеев считает, что это весьма кстати. Ведь у ОЖД нет средств на глобальные проекты. Поэтому следует учиться тактике локальных (точечных) инвестиций. Крупные инвестиции в ОАО `РЖД` намерены в ближайшей перспективе сосредоточить лишь на обустройстве Мурманского хода и строительстве магистральных подходов к порту Усть-Луга. Отсюда приоритетами для ОЖД, как подчеркнул В. Степов, становятся жесткая финансовая дисциплина и увеличение прибыли. Вопрос в том, как на это отреагируют грузовладельцы и население региона.

Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ
29.12.08«Московский капитал» пытаются спасти
29.12.08Лучше не рисковать
29.12.08Волшебная карта
С 1 января 2009-го Россия вступает в международную систему «Зеленая карта» (Green Card)
29.12.08Новости рынка
29.12.08Что ждет финансовый рынок в 2009 году?
29.12.08«Дна» мы все еще не достигли
29.12.08Долг строителей платежом красен
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru