В филиале ОАО `РЖД` `Октябрьская железная дорога` (ОЖД) сменилось руководство: начальником ОЖД назначен Виктор Степов, который ранее занимал должность заместителя начальника ОЖД по экономике
Слухи об отставке начальника ОЖД Геннадия Комарова появились уже в середине осени 2003 года. Уйдет ли Г. Комаров или останется в обойме, никто толком не знал. Долго не проявлялись и возможные претенденты на этот пост. А те кандидатуры, которые мелькали на страницах СМИ, людьми, знакомыми с кулуарными играми в железнодорожном ведомстве, всерьез не воспринимались. Например, фигура начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько. Его перевод в Петербург был маловероятен по одной простой причине: ранее А. Целько занимал один из ключевых постов в МПС РФ и был переведен за пределы столицы вместе с группой руководителей, сильно `засветившихся` в свите бывшего министра путей сообщения России Николая Аксененко.
А. Целько - талантливый руководитель, но в ближайшее время он не может занимать посты, которые прямо или косвенно приближали бы его вновь к управленческому аппарату в Москве.
Эксперименты с засылкой варягов в Петербург, по неофициальным данным, полученным из ОАО `РЖД`, не оправдались. Поэтому следовало ожидать прихода в кресло главы ОЖД кого-то из заместителей Г. Комарова. Но несколько вероятных претендентов на пост начальника ОЖД неожиданно рокировались в Москву: главного инженера дороги Валентина Гапановича назначили вице-президентом ОАО `РЖД`, замначальника ОЖД по работе с органами власти субъектов РФ Владимира Белозерова и начальника Санкт-Петербургского отделения ОЖД Виктора Иванова - замами министра путей сообщения России.
Такая ротация указывала на укрепление статуса ОЖД и ее особое место в системе иерархии нынешнего руководства российскими стальными магистралями. На этом фоне удаление Г. Комарова выглядело вообще маловероятным. Разумеется, ни для кого не было секретом, что между ним и новым министром путей сообщения России Вадимом Морозовым пробежала черная кошка. Однако это не могло повлиять на кадровые перестановки: перевешивали хорошие отношения между Г. Комаровым и президентом ОАО `РЖД` Геннадием Фадеевым.
Г. Фадеев перевел Г. Комарова в ОЖД в качестве антикризисного управляющего. И президент ОАО `РЖД` подчеркивал, что со своей задачей его протеже справился. Официальная причина кадровой перестановки - желание Г. Комарова выйти на пенсию в связи с семейными обстоятельствами.
Действительно, при Г. Комарове были введены жесткие лимиты на расходы по обеспечению грузовых и пассажирских перевозок, были погашены долги ОЖД перед субъектами РФ и по выплатам рядовым работникам, оптимизированы штаты и система финансирования проектов развития дороги... Правда, говорят, что Г. Комаров был иногда слишком радикален и в ОЖД не избежали бы перегибов, не будь в его окружении грамотных и гибких заместителей - таких, как В. Гапанович, который отлично разбирался в железнодорожных технологиях и специфике перевозок на Северо-Западе РФ.
Заметим, что в СЗФО сложно калькировать опыт, например, Восточно-Сибирской железной дороги, которую ранее возглавлял Г. Комаров, по организации маршрутных и тяжеловесных поездов с сокращением сортировочных станций: то, что дало экономию в Сибири, могло нанести ощутимый удар по малому и среднему бизнесу в Петербурге, оперирующему мелкими партиями грузопотоков.
Непросто чисто психологически складывались поначалу отношения Г. Комарова и с губернаторами Северо-Запада РФ. Ряда конфликтов удалось избежать благодаря гибкой политике В. Белозерова... Так что неудивительно, что петербургских руководителей из ОЖД по достоинству оценили в Москве.
Однако их уход сужал круг претендентов на замену Г. Комарова, что сокращало вероятность смены власти в ОЖД. Смущал, правда, один деликатный момент: Г. Комаров в последнее время слишком много средств выделял на развитие сухопутных погранпереходов и на проекты сотрудничества со странами Балтии. При этом ряд крупных отечественных стивидорных компаний Петербурга, Мурманска, Высоцка, деятельность которых зависит от железнодорожных перевозок, по итогам 2003 года ухудшил показатели по грузопереработке, и это могло сыграть для Г. Комарова роковую роль. Ведь та же статистика упорно свидетельствовала о положительной динамике транзитных грузоперевозок по стальным магистралям стран Балтии...
Заслуги заслугами, но получалось, что Г. Комаров отклонился от стратегического курса России на всемерное укрепление морских портов на Северо-Западе России со всеми вытекающими последствиями. И вполне логично, если сработали некие скрытые пружины, которые вынудили Г. Фадеева принять неприятное для него решение.
Назначение начальником ОЖД Виктора Степова означает, что дороге предстоит продолжить прежний курс, однако в него должны быть внесены коррективы. Задача поставлена непростая: с одной стороны, в ОАО `РЖД` заставят улучшить финансовые показатели дороги, а с другой - держаться в русле макроэкономических задач, поставленных Правительством РФ. Сложность в том, что перевозки через сухопутные погранпереходы до морских терминалов стран Балтии для российских железнодорожников доходнее, чем отправка грузов в адрес отечественных портов.
Кроме того, предстоит постепенный и болезненный переход от технологических и узковедомственных методов в оценке эффективности проектов дальнейшего развития стальных магистралей к системе финансового управления железнодорожной инфраструктурой. Без этого затормозится дальнейшая либерализация организации перевозок грузов и пассажиров по рельсам. Это общая задача для ОАО `РЖД`.
Однако в первую очередь перемены должны коснуться именно Северо-Запада РФ, где сильнее развита конкуренция на транспорте и велика доля экспортно-импортных поставок, что создает предпосылки для совершенствования логистического сервиса. И здесь В. Степов как нельзя лучше подходит для решения новых задач. Ведь именно он курировал финансовые вопросы и отношения с кредиторами. При В. Степове с 2003 года ввели в обиход планирование бюджетирования и уровня задолженности дороги. Это неудивительно: В. Степов - член совета директоров ЗАО `Балтийский банк`, и ему знакомы методы управления финансовыми потоками.
Г. Фадеев считает, что это весьма кстати. Ведь у ОЖД нет средств на глобальные проекты. Поэтому следует учиться тактике локальных (точечных) инвестиций. Крупные инвестиции в ОАО `РЖД` намерены в ближайшей перспективе сосредоточить лишь на обустройстве Мурманского хода и строительстве магистральных подходов к порту Усть-Луга. Отсюда приоритетами для ОЖД, как подчеркнул В. Степов, становятся жесткая финансовая дисциплина и увеличение прибыли. Вопрос в том, как на это отреагируют грузовладельцы и население региона.
|