`Айсберг` тает с головы` - так называлась публикация в одном из февральских номеров нашего издания за 1994 год. В ней начальник ЦКБ `Айсберг` Анатолий Макеев сетовал на то, что интеллектуальный потенциал конструкторов атомных ледоколов в России оказался невостребованным. Однако многие вопросы, которые ставились тогда, до сих пор остаются без ответа
С тех пор конструкторское бюро акционировалось и стало ОАО `ЦКБ `Айсберг`. Многие из прогнозов, прозвучавшие почти 10 лет назад, сегодня сбылись. В 1990-е годы резко упали объемы грузоперевозок в Арктике. `Но это не значит, что новые ледоколы не понадобятся, - утверждал А. Макеев. - Начнется освоение Штокмановского и Приразломного газоконденсатных месторождений в Баренцевом море - и ситуация изменится...`
Действительно, если еще вчера казалось, что ледоколов у России избыток, то теперь очевидно: их уже не хватает. А к 2010 году по мере развития транспортировок углеводородов дефицит обострится. Ведь компания `Росшельф` заказала ЦКБ МТ `Рубин` и ЦНИИ имени Крылова проекты нефтедобывающих платформ. И по ним уже строят такие платформы на `ПО `Севмаш` (Северодвинск). Причем до 2020 года их может потребоваться 15-20 для различных месторождений. Развивается нефтепереработка в порту Архангельск. В Мурманской области намечено построить крупный нефтеналивной порт.
С учетом этого в Минтрансе РФ российские проектные институты уже в 2000 году получили задание разработать технико-экономическое обоснование создания атомного ледокольного флота. Работа над ТЭО велась совместно со специалистами Финляндии и Германии.
Однако, как и 10 лет назад, в федеральной казне на строительство новых атомных ледоколов средств нет. Правда, тогда их не хватало даже на достройку атомохода `50 лет Победы`, который был заложен на Балтийском заводе еще в конце 1980-х годов. Только после 2000 года стали накапливаться некоторые ресурсы. Их было решено сконцентрировать на завершение атомохода `50 лет Победы`. Рассчитывали, что инвестиции в строительство дополнительных ледоколов в ближайшие годы можно будет получить от коммерческих структур. Но пока не получилось. Таким образом, оптимистичные прогнозы Минтранса РФ о том, что новый ледокол может быть заложен в 2005 году, по-видимому, не сбудутся.
В середине января 2004 года положение дел на ледоколе `50 лет Победы` обсуждали на совещании в Минтрансе РФ. А чуть раньше во время своего визита в Петербург руководитель службы Росморфлот Вячеслав Рукша поделился своим мнением: мол, пока не стоит строить новых атомоходов - достаточно ввести в строй еще два современных дизель-электрохода. С учетом достройки атомного ледокола `Победа` ледокольный флот, который сейчас эксплуатирует ОАО `Мурманское морское пароходство`, в ближайшей перспективе сможет обеспечить движение по Севморпути.
К такому мнению в Росморфлоте, скорее всего, пришли после консультаций с Минфином РФ и потенциальными инвесторами, в роли которых может выступать, например, ОАО `ЛУКОЙЛ` или `Газпром`. Только вот они не намерены спешить. Поэтому в Минтрансе РФ не смогут вводить новые ледоколы до тех пор, пока грузопоток по Севморпути не увеличится до 10 млн тонн в год. Эта планка считается критической. Когда она будет достигнута, потребуется специальное постановление Правительства РФ.
При этом в Минтрансе РФ не скрывают, что к зимней навигации 2007 года для ледокольного сопровождения судов на подходе к порту Санкт-Петербург в Финском заливе с учетом мощностей новых портов потребуется еще минимум два ледокола. Правда, строить их придется в складчину - на средства из федерального бюджета и инвестиции коммерческих структур.
Таким образом, проекты ледоколов нового поколения, разработанные петербургскими конструкторами, по-прежнему остаются невостребованными.
Борис УШАКОВ
|