Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Растаявшие надежды конструкторов - ЭиВ N 5 (492)
РЕГИОН
Актуальная тема
Растаявшие надежды конструкторов
No. 5 (492) 09.02.2004
`Айсберг` тает с головы` - так называлась публикация в одном из февральских номеров нашего издания за 1994 год. В ней начальник ЦКБ `Айсберг` Анатолий Макеев сетовал на то, что интеллектуальный потенциал конструкторов атомных ледоколов в России оказался невостребованным. Однако многие вопросы, которые ставились тогда, до сих пор остаются без ответа



С тех пор конструкторское бюро акционировалось и стало ОАО `ЦКБ `Айсберг`. Многие из прогнозов, прозвучавшие почти 10 лет назад, сегодня сбылись. В 1990-е годы резко упали объемы грузоперевозок в Арктике. `Но это не значит, что новые ледоколы не понадобятся, - утверждал А. Макеев. - Начнется освоение Штокмановского и Приразломного газоконденсатных месторождений в Баренцевом море - и ситуация изменится...`

Действительно, если еще вчера казалось, что ледоколов у России избыток, то теперь очевидно: их уже не хватает. А к 2010 году по мере развития транспортировок углеводородов дефицит обострится. Ведь компания `Росшельф` заказала ЦКБ МТ `Рубин` и ЦНИИ имени Крылова проекты нефтедобывающих платформ. И по ним уже строят такие платформы на `ПО `Севмаш` (Северодвинск). Причем до 2020 года их может потребоваться 15-20 для различных месторождений. Развивается нефтепереработка в порту Архангельск. В Мурманской области намечено построить крупный нефтеналивной порт.

С учетом этого в Минтрансе РФ российские проектные институты уже в 2000 году получили задание разработать технико-экономическое обоснование создания атомного ледокольного флота. Работа над ТЭО велась совместно со специалистами Финляндии и Германии.

Однако, как и 10 лет назад, в федеральной казне на строительство новых атомных ледоколов средств нет. Правда, тогда их не хватало даже на достройку атомохода `50 лет Победы`, который был заложен на Балтийском заводе еще в конце 1980-х годов. Только после 2000 года стали накапливаться некоторые ресурсы. Их было решено сконцентрировать на завершение атомохода `50 лет Победы`. Рассчитывали, что инвестиции в строительство дополнительных ледоколов в ближайшие годы можно будет получить от коммерческих структур. Но пока не получилось. Таким образом, оптимистичные прогнозы Минтранса РФ о том, что новый ледокол может быть заложен в 2005 году, по-видимому, не сбудутся.

В середине января 2004 года положение дел на ледоколе `50 лет Победы` обсуждали на совещании в Минтрансе РФ. А чуть раньше во время своего визита в Петербург руководитель службы Росморфлот Вячеслав Рукша поделился своим мнением: мол, пока не стоит строить новых атомоходов - достаточно ввести в строй еще два современных дизель-электрохода. С учетом достройки атомного ледокола `Победа` ледокольный флот, который сейчас эксплуатирует ОАО `Мурманское морское пароходство`, в ближайшей перспективе сможет обеспечить движение по Севморпути.

К такому мнению в Росморфлоте, скорее всего, пришли после консультаций с Минфином РФ и потенциальными инвесторами, в роли которых может выступать, например, ОАО `ЛУКОЙЛ` или `Газпром`. Только вот они не намерены спешить. Поэтому в Минтрансе РФ не смогут вводить новые ледоколы до тех пор, пока грузопоток по Севморпути не увеличится до 10 млн тонн в год. Эта планка считается критической. Когда она будет достигнута, потребуется специальное постановление Правительства РФ.

При этом в Минтрансе РФ не скрывают, что к зимней навигации 2007 года для ледокольного сопровождения судов на подходе к порту Санкт-Петербург в Финском заливе с учетом мощностей новых портов потребуется еще минимум два ледокола. Правда, строить их придется в складчину - на средства из федерального бюджета и инвестиции коммерческих структур.

Таким образом, проекты ледоколов нового поколения, разработанные петербургскими конструкторами, по-прежнему остаются невостребованными.

Борис УШАКОВ

Другие материалы рубрики
РЕГИОН
Актуальная тема
03.04.06Календарь памятных дат и событий. Северо-Запад РФ, апрель 2006 года
27.03.06Дело о глазури
Власти Архангельской и Вологодской областей по-своему трактуют участие государства в поддержке бизнеса
04.07.05Бизнесу готовят зону
27.06.05Лесной кодекс для инвестора
13.06.05Искушение скотника Андреева
Почему в России трудно легализовать `теневой` бизнес
23.05.05Проект закона о прибрежном рыболовстве: шаг - вперед, два - на месте?
16.05.05Главный партнер в борьбе за выживание
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru