Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Загадки души народа - ЭиВ N 4 (491)
КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА
Загадки души народа
No. 4 (491) 02.02.2004
Алексей ЕРОФЕЕВ
Богатство русской народной культуры нигде так не ощущается, как на выставках народного творчества, поэтому переоценить событие, произошедшее в Русском музее, невозможно. Там, в двенадцати отреставрированных залах Михайловского дворца, открылась новая постоянная экспозиция русского народного искусства XVIII-XXI вв.



Впервые такая экспозиция была организована в 1950 году, но просуществовала только восемь лет. Затем с 1969 года в течение 12 лет экспозиция была частью комплекса прикладного и народного искусства, охватывающего десятивековой период. Но она, конечно, не была достаточно полной. Работники Русского музея ездили в далекие, как говорится, богом забытые уголки нашей Родины, чтобы найти ценнейшие вещи, а зачастую - спасти народное достояние, которое могло попросту исчезнуть.

Раньше считалось, что русской церковной скульптуры из дерева не существовало. Было время, когда работников небольших краеведческих музеев заставляли выбрасывать вырезанные из дерева фигуры ангелов или апостолов.

На самом деле, если четко придерживаться правил, по которым создавалось церковное убранство, то скульптур в православной церкви быть не должно. С проявлениями самовольничания, когда в отдельных церквях, как правило деревенских, появлялись скульптуры, церковные власти боролись.

Однако недаром существует поговорка: `До Бога высоко, до царя далеко`. В иных деревушках, до которых ни церковное, ни какое другое начальство никогда, наверно, не добиралось, существовали наряду с иконами и деревянные скульптуры, но... тщательно спрятанные в интерьере. Часть таких фрагментов церковного убранства из русских деревушек и представлена в новой экспозиции.

Излишне говорить о большом количестве представленных на выставке женских украшений, дымковских игрушек, лубочных картин, гжельского фарфора, лаковых изделий из Палеха, Холуя, Жостова, Федоскина и Мстеры. Сколько красоты несказанной!

Счастье - ходить по выставке вместе с теми, кто собирал по крупицам все это добро. Вот посреди зала стоит охлупень - сделанная из дерева конская голова. Такими конскими головами на севере России венчали крышу. Конь издревле, почитай с языческих времен, считался оберегом жилища. Дом в одной из далеких деревень Архангельской области, который украшал этот шестисоткилограммовый охлупень, был нежилым, когда за ним приехала сотрудница ГРМ Наталья Тарановская. Хозяин, флотский капитан, служил в ту пору в Кронштадте. Путь этого коня в музей - целая история. Его с большим трудом спускали на веревках несколько крепких мужчин, которых прислал директор колхоза, затем погрузили на машину, привезли на пристань и на небольшом судне переправили по Северной Двине в город Котлас, где судьбой необычного груза занялась едва ли не вся служба речного пароходства.

- Везде, - рассказывает Наталья Васильевна, - люди с радостью шли навстречу, всячески помогали, когда узнавали, что везем экспонат для Русского музея. Сложность возникла только с железной дорогой. По железнодорожным правилам грузовой вагон должен идти загруженным полностью, а у нас только этот тяжеленный охлупень. Что делать? Не оставлять же ценный груз на полпути. И тут помог случай. Товарищ из почтового вагона проходящего поезда Свердловск-Ленинград, узнав, что мы доставляем в Русский музей новый экспонат, вдруг спросил: `А у вас служит дядя Егор?`. У нас действительно работал водопроводчиком дядя Егор. `Да, - говорю, - служит`. `Ну, тогда грузите в вагон, всю ответственность беру на себя`, - заявил неожиданный знакомец дяди Егора. Так и доставили охлупень в музей. А не служи в Русском музее знакомый железнодорожнику водопроводчик, что тогда?!

Конечно, выход нашелся бы, но история потрясающая! Честно говоря, она напомнила мне историю гром-камня, который для памятника Петру I, знаменитого Медного всадника, из Лахты по Финскому заливу тянули на берег Невы.

Трудно не упомянуть еще одну историю с конской дугой. Родом оттуда же, с Северной Двины. Наталья Васильевна купила ее в 1960-е годы у хозяина за 500 рублей. Деньги по тем временам огромные. Когда пришли с мужем забирать - увидели, что у дома толпились едва ли не все деревенские. Даже испугались, не бить ли их собрались. Оказалось, жители пришли прощаться с дугой, под которой почти все они играли свадьбы. Перед торжественным днем просили хозяина, и он выдавал молодоженам дугу, которую бережно хранил... в мужском исподнем белье.

Таких захватывающих историй - масса. Но все не пересказать, ведь экспонатов - полторы тысячи: женские наряды, головные уборы, украшения, игрушки...

Открытие постоянной экспозиции русского народного искусства стало прекрасным подарком не только любителям старины и народного творчества, но и заведующей отделом Ирине Богуславской, и научному консультанту Наталье Тарановской - ветеранам ГРМ, отдавшим по полвека жизни на собирание этой уникальнейшей коллекции.
Другие материалы рубрики
КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА
25.04.05Новая Голландия - имиджевый проект
25.04.05Ив Сен-Лоран везет русские модели
25.04.05Правда о правах человека
25.04.05Дело, которому служит Владимир Гусев
26.07.04Фестиваль под открытым небом
26.07.04Мобильный Эрмитаж
26.07.04Реклама над городом...
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru