Если сравнить количество пресс-конференций, проходящих в Петербурге и в Москве, то нельзя не поразиться колоссальной диспропорции. В столице в день зачастую проходит до 50 событий для прессы, а в Северной Пальмире полное затишье иногда длится несколько дней. Почему же петербургский бизнес так неохотно использует механизм пресс-конференций для продвижения себя в информационном пространстве?
Во-первых, в Петербурге СМИ не так охотно, как в Москве, информационно поддерживают события из мира бизнеса. Пресс-конференция может состояться, и даже повод будет достаточно весомым, но практика показывает, что вероятность попадания информации о таком событии в СМИ низка.
Во-вторых, в Москве довольно активно с редакциями взаимодействуют PR-агентства, добиваются включения в редакционный портфель сообщений о нужном событии. В Петербурге сами редакции с подозрением относятся к таким контактам. И это неправильно. Все-таки информационное пространство города должно зависеть не только от воли журналистов.
Мировая практика показывает, что движущей силой формирования имиджа города и его жителей, его бизнеса являются не только СМИ, но и люди, придумывающие и разрабатывающие идеи, на основании которых происходит формирование событий и мероприятий.
В-третьих, в Петербурге традиционно бизнес был сильно завязан на чиновников и не особо нуждался в собственном PR. Свои проблемы он решал по-другому. Сейчас ситуация меняется: приходит бизнес из Москвы, петербургская власть переводит свои отношения с бизнесом на более цивилизованные рельсы. Конкуренция резко возрастает - быстро растет потребность в механизмах выживания бизнеса в условиях свободной конкуренции. Встает вопрос: как лучше заявить о себе?
Опыт проведения пресс-конференций специалистами центра `АсГард` показывает, что пока петербургские бизнесмены больше, чем московские, ориентированы на немедленную отдачу от этих мероприятий, хотя и в городе на Неве бизнесмены все чаще ориентируются на долгосрочность в построении имиджа фирм. Пресс-конференция воспринимается при таком подходе не как отдельное мероприятие, но как часть стратегии по созданию имиджа фирмы.
PR дает шанс
Сейчас экономика Петербурга достигла такой стадии развития, когда простого использования одних только рекламных технологий по продвижению фирмы явно недостаточно. Грубое воздействие прямой рекламы было оправданно в период первоначального накопления капитала и передела рынка. Сейчас требуется более деликатный подход, когда бизнесмены занимаются вполне легитимными способами приращения капитала.
За примерами далеко ходить не надо. Все чаще бизнес скупает пакеты акций предприятий с последующей попыткой наладить отношения с новым коллективом.
Надо отметить, что для российских рабочих и специалистов такая смена собственника в новинку и зачастую вызывает иррациональные чувства, которые искренне удивляют бизнесменов. До сих пор бизнесмен и общество были мало связаны друг с другом. Сегодня дистанция между бизнесом и обществом сократилась именно до такой степени, когда стали востребованы технологии PR, или связь с обществом и общественностью.
Инвестору требуется спокойствие
Каким же образом происходит привлечение PR-технологий в современном бизнесе? Во-первых, если бизнес по происхождению из другого региона или страны, то он для успеха обязан наладить отношения с тем регионом, где он надеется приложить свои усилия. Его здесь не знают, его опасаются, этот бизнес вызывает неадекватную оценку в обществе.
Живым примером являются действия иностранных и московских инвесторов на петербургском рынке. Весь этот бизнес вынужден нанимать специалистов в области PR. Отметим, что привлечение приезжих специалистов в этой области часто себя не оправдывает.
Возьмем иную ситуацию: компания, которая специализируется в одной сфере деятельности, решила вложить деньги в другую незнакомую для себя отрасль. Купила на торгах бизнес или скупила контрольный пакет акций. Приход представителей нового собственника зачастую вызывает у трудового коллектива и у местных властей нервный срыв.
Часто местные власти становятся инициаторами многочисленных проверок, которые обрушиваются на нового собственника. Ведущие специалисты подают заявление об уходе с невнятными мотивировками.
Наращивание инвестиций в Петербург, в соседние с ним области, несомненно, будет способствовать все более частой смене собственника с последующей реакцией общества. Понятно, что в таких ситуациях прямая и агрессивная реклама не помогает и даже вредит. Нужна работа с общественностью, нужен аккуратный подход.
Защита от внутренней конкуренции
Необходимость в PR, кроме вышеуказанных ситуаций, возникает и в других случаях. Например, у фирмы есть филиалы в нескольких областях Северо-Западного и других регионах России, и необходимо работу этих филиалов свести воедино по психологии, миропониманию, отношению к бизнесу. Зачастую необходимо перевести конкуренцию среди отделов внутри фирмы в конструктивное русло. Внутренняя конкуренция может нанести серьезный урон фирме.
Еще одним вариантом необходимости PR является случай, когда фирма собирает свои разрозненные отделы в одном месте. Для Петербурга характерен такой вариант, когда фирма развивалась по частям. Сначала осваивался один вид бизнеса - для этого находили помещение, персонал. Потом так происходило с другим видом бизнеса.
И вот наступает момент, когда все необходимо собрать вместе. Тут и выясняются различные установки, несогласование интересов. Помочь в таких случаях могут современные бизнес-технологии.
Рынок PR-услуг растет
Если оценивать ситуацию на рынке услуг PR-агентств и рекламных фирм Петербурга, то наблюдается явная тенденция к усилению конкуренции. Кроме того, на этот рынок стремятся все новые фирмы. Такой выбор, в частности, характерен для издательских компаний, для рекламных фирм, которые решили расширить сферу бизнеса.
Появляется все больше объявлений о вакансии PR-менеджеров, имиджмейкеров, что, несомненно, отражает рост интереса к услугам PR-характера. Это, в свою очередь, свидетельствует о позитивных тенденциях развития экономики на цивилизованных началах.
Материал подготовлен
специалистами центра `АсГард`
|