Шутники утверждают, что исполнять бюджет - то же самое, что жить не по средствам. Однако год тому назад Ленобласть, исполнив бюджет-2002 с профицитом почти в 700 млн руб., доказала обратное
Сохрани область по сей день свои законные табачные акцизы, перекочевавшие по указу Минфина РФ в федеральную казну, финансовый итог с плюсом был бы достигнут и в году минувшем. Но жизнь, как известно, не знает сослагательного наклонения. До нужного результата не хватило тех самых 2 млрд руб., которые составили разницу между табачными потерями области и частичной компенсацией их центром.
Как читатель, наверное, уже понял, Ленобласть подвела предварительные итоги исполнения бюджета-2003. Конечно, того эмоционального подъема, который ощущался в областном комитете финансов год назад, сейчас не наблюдается. Доминирует скорее атмосфера сдержанного удовлетворения.
В конце концов не забудем: специалисты прогнозировали: дефицит консолидированного бюджета (с учетом данных по муниципальным образованиям) достигнет 1,4 млрд руб., а он де-факто составил 988,5 млн руб.
В областном бюджете, как ожидалось, расходы превысят доходную часть на 804 млн руб. Однако фактический показатель оказался на уровне 740 млн руб. Кроме того, соответственно на 100,3% и 101,1% выполнены планы по формированию бюджетных доходов. Удалось довольно существенно превзойти расчетный уровень поступлений в казну налогов на доходы физических лиц и имущество, платежей за пользование природными ресурсами.
За тот же период динамично развивалась экономика, где обеспечен рост объемов промышленного производства примерно в 20,9%, намного превышающий аналогичный средний показатель по России. На последнем предновогоднем сборе правительства губернатор Валерий Сердюков высоко оценил работу ряда ведущих отраслей, в том числе лесоперерабатывающей. Он отметил также обозначившийся рост объемов производства на предприятиях среднего и малого бизнеса, увеличение розничного товарооборота в торговле.
Все это - свидетельство того, что за прошедший год область не сбавила темпов поступательного движения. Субъект остался в числе полутора десятков регионов-доноров. А конкретные причины бюджетного дефицита - перераспределение акцизных и налоговых поступлений между федеральным и областным уровнями, издержки налоговой реформы - носят объективный характер.
Не так страшен сам по себе дефицит, как дальнейший рост диспропорций, связанных с превышением расходов над доходами. В правительстве, комитете финансов Ленобласти весьма обеспокоены тем, что в 2004 году прогнозируемый бюджетный дефицит подобрался уже к рубежу в 1,8 млрд руб. На этот раз компенсаций центра за потерю табачных акцизов не приходится ждать вовсе. Кроме того, доходы консолидированного бюджета будут изрядно подрезаны отменой ряда местных налогов и сборов, в том числе сборов за уборку территорий, на нужды образования.
Собравшись 3 февраля на пленарное заседание Законодательного собрания, депутаты рассмотрят поправки к областному бюджету-2004. Речь идет об увеличении доходной части годового финансового плана на 846,7 млн руб. и расходной - на 787,2 млн руб. при одновременном сокращении почти на 60 млн руб. бюджетного дефицита.
Нетрудно догадаться, что необходимость столь быстрой корректировки совсем недавно окончательно принятого законодателями и подписанного губернатором документа продиктована привходящей причиной. Так оно и есть. Центр наконец-то определился с суммой, которую он намерен направить Ленобласти на реализацию федеральных законов социальной направленности и в качестве помощи бюджетам муниципальных образований.
Дареному коню, конечно, в зубы не смотрят. И все же нельзя не отметить, что в прошлом году федеральная поддержка субъекта была куда существеннее: где-то на уровне 2 млрд руб. Нынешнее молчаливое указание Минфина `Плывите сами!` едва ли добавило энтузиазма местным финансистам.
Так, вице-губернатор Александр Яковлев в неформальной беседе признался, что цифра складывающегося дефицита не может не действовать на нервы. И для такой реакции вице-губернатора есть веские основания.
В 2004 году возникла проблема и с оперативностью транзита федеральных целевых средств через областной бюджет. Законодательное собрание области ужесточило требования к их переводу получателям, требуя обязательного предварительного согласования этого вопроса с депутатами. Как следствие, с первых чисел января до февральского заседания ЗС (первого в году) оказались обездвиженными более 50 млн руб., которые федеральное казначейство направило субъекту на детские пособия, обеспечение льгот инвалидов и компенсации предприятиям ЖКХ за предоставление населению льгот по оказываемым услугам.
Очевидно, что подобное торможение социальных трансфертов слугами народа может в конце концов вызвать недовольство нуждающихся в этих деньгах жителей.
Словом, можно констатировать, что головной боли областной команде финансистов явно прибавилось. В комитете финансов говорят, что не все федеральные средства, имеющие отношение к регионам, расписаны по получателям и иллюзиями о внезапно подобревшем Минфине себя не тешат. Поэтому следует признать: не избежать новых займов и кредитов, погашение которых, безусловно, будет лишь мешать реализации его поистине богатых возможностей.
Что касается последнего, то Ленобласти есть на что рассчитывать. Это и результаты осуществления крупных экономических проектов, включая развитие портов и строительство трубопроводов. И неослабевающий интерес к области со стороны новых инвесторов. Немаловажно, что для ряда открывшихся здесь недавно предприятий и производств завершается срок действия местных налоговых льгот. То есть финансовые перспективы субъекта прослеживаются весьма отчетливо.
Но кто поручится за то, что Минфин в очередной раз не польстится на самые лакомые куски областного финансового пирога? С такой же легкостью, как он изъял у области акцизные поступления от табачной компании `Филип Моррис Ижора`, могут быть повернуты в сторону центра и другие достаточно мощные финансовые потоки. Мы ведь русла сибирских рек когда-то бестрепетно собирались направить в засушливую Среднюю Азию. Что уж говорить об одном росчерке министерского пера...
|