В центре Петербурга открылся после реконструкции фотосалон, владельцем которого в начале XX века был известный фотограф и фабрикант Карл Булла
Фотографии на толстом картоне с вензелем Карла Буллы сегодня еще можно отыскать в некоторых петербургских квартирах. Бережно хранящиеся в старых семейных альбомах, они напоминают о целой исторической эпохе в жизни страны. Многие, наверное, помнят, как в советские времена буквально за копейки на барахолке можно было купить добрую стопку таких фотографий. Сегодня же их ценность возросла в сотни раз.
О жизни самого Карла Буллы известно немного. Из сохранившихся архивных документов можно лишь узнать, что в конце XIX века свою фотографическую карьеру ему пришлось делать в условиях серьезной конкуренции с теми, кто стоял у истоков светописного ремесла. Однако, энтузиаст и предприниматель по своей природе, в 1886 году он подает прошение в министерство внутренних дел о выдаче ему `свидетельства на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга`. (Неплохой PR-ход по тем временам!) Получив разрешение, К. Булла не пропускает ни одно городское событие, будь то спуск со стапелей Адмиралтейского завода крейсера I ранга `Аврора`, столетие лейб-гвардии егерского полка или приезд в столицу иностранных гостей.
Трудно с уверенностью сказать, в качестве кого больше был известен в те времена Карл Булла - фотографа или фабриканта. Отзывы современников свидетельствуют, что он был далеко не из тех, кто снимал только из любви к искусству. Воспользовавшись разрешением изготавливать `бланки открытых писем` частным образом по стандарту Всемирного почтового союза, К. Булла конечно же не упустил возможность рекламировать свой товарный знак и за границей. Он тут же открывает типографию по выпуску открыток.
Карла Буллу знали еще и как лучшего в России производителя сухих бромжелатинных пластин, сменивших собою те, что делались старым мокроколлодионным способом, при котором перед съемкой пластины надо было поливать эмульсией.
В начале XX века К. Булла владел несколькими фотоателье в городе. Последнее, открытое в 1908 году, находится на Невском, 54. Оборудованное лучшей техникой, с роскошными павильонами, оно было довольно популярным у петербуржцев, желающих сделать семейный портрет в интерьере. Годовой доход фирмы `К. К. Булла` тогда исчислялся в 250 тысяч рублей.
А вот еще один исторический документ: выданная в 1935 году справка гласит, что `фотографом Булла В. К. передано Государственному архиву Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области 132 683 негатива снимков, отражающих периоды первой мировой войны, подготовки и проведения Октябрьской революции, гражданской войны и мирного строительства... Принятые снимки имеют большую историческую и художественную ценность`. Через три года Виктор Карлович Булла был арестован и назван врагом народа. Его постигла та же участь, что и тысяч политических заключенных в нашей стране...
Некоторые из снимков известной фотографической династии сегодня составили экспозицию частного музея, открытого в стенах реконструированного фотосалона имени Карла Буллы на Невском проспекте. Это произошло благодаря усилиям Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы и Музея истории Санкт-Петербурга.
Теперь исторические фотопавильоны оснащены современными цифровыми камерами и компьютерами, а знаменитый световой плафон заменен на стеклопакеты. Дух той эпохи передают лишь фотографии на стенах и две старинные фотокамеры, позволяющие создавать ретро-фотографии в стиле известного мастера. Конечно, жизнь вносит свои коррективы. Во всяком случае теперь у Петербурга появился шанс вернуть замечательную традицию семейной художественной фотографии.
|