Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Новый научный гибрид - смесь вуза с ПТУ - ЭиВ N 3 (490)
ОБРАЗОВАНИЕ
Новый научный гибрид - смесь вуза с ПТУ
No. 3 (490) 26.01.2004
Андрей Лазарев
В Минобразования РФ считают, что технологии профессионального образования нуждаются в совершенствовании. Далеко не все программы и стандарты обучения ориентированы на потребности реального рынка труда. Лучшее лекарство от этой `болезни` - интеграция



Исследования эффективности технологий профессионального образования под таким углом зрения стали проводить недавно, когда анализ рынка труда выявил ряд противоречий. Во-первых, на многих предприятиях испытывали потребность в определенных специалистах, и одновременно по тем же профессиям наблюдался достаточно высокий уровень безработицы.

Во-вторых, в некоторых профильных вузах сократили подготовку специалистов по ряду профессий, потому что в регионах, где расположены эти учебные заведения, сочли их невостребованными. Между тем в целом по стране эти профессии оказались в дефиците.

В-третьих, спрос абитуриентов, который диктовал объемы подготовки по определенным специальностям, не соответствовал созданному количеству рабочих мест по ним в реальном секторе экономики...

Уже эти факторы заставляли проанализировать положение дел в сфере образования и выработать новые схемы непрерывного обучения в стране.

Итак, попытаемся разобраться. Начнем с того, что произошло с российскими вузами в последние годы. По данным Центра аккредитации Минобразования РФ, в стране насчитывается около 1,1 тыс. вузов (628 -государственных, 20 вузов - субъектов Федерации, 12 - муниципальных и около 450 - негосударственных), что в 1,7 раза больше, чем было в эпоху в СССР.

Раньше доминировали институты, теперь их доля сократилась до 24%, а доля университетов увеличилась до 50% за счет роста количества технических и профильных университетов. А в последние 5-7 лет в регионах для сбалансированного пополнения персонала местных предприятий и организаций наметилась тенденция к созданию еще и собственных классических университетов.

После 2000 года появилось стремление к централизации систем образования. Зафиксирован существенный рост филиальной сети наиболее успешных вузов (особенно Москвы и Петербурга). Их уже свыше 1,6 тыс. (в том числе около 600 - негосударственных). Многие филиалы пока работают без лицензии. Некоторые оформлены как представительства.

Ряд вузов создает образовательные цепи, которые позволяют обойти процедуру лицензирования. Кроме того, после издания в 2001 году в Минобразования РФ приказа и положения об университетских комплексах их ряды стали интенсивно пополняться. Сейчас их больше двадцати.

В 30% коммерческих вузов обучается меньше 200 человек (в каждом), еще в 30% - 200-500 студентов и лишь в 4% вузах - более 5 тыс. Для сравнения: в среднем государственном вузе обучается по 3-7 тыс. человек.

Коммерческим заведениям по мере развития рынка все труднее конкурировать с государственными вузами, особенно с учетом того, что многие преподаватели в них - совместители (иногда до 90%), основное место работы многих из которых - государственные вузы. Не случайно прослеживается тенденция к интеграции государственного и негосударственного образования.

В ряде субъектов Федерации взят курс на создание университетских комплексов, чтобы оптимизировать финансирование учебных заведений из местного бюджета вдобавок к федеральным средствам. На Северо-Западе РФ, например, по такому пути пошли в Республике Коми, что отражено в Программе стратегии развития РК до 2010 года.

Правда, пока не уточнено, какую модель здесь намерены взять за основу. В России разрабатывают три модели интеграции образовательного дела в масштабах субъектов Федерации: идет создание университетских образовательных округов, ассоциаций нескольких образовательных структур с сохранением статуса юрлиц и университетских комплексов как единых автономных учебных заведений (одно юрлицо).

В связи с этим специалистами Сыктывкарского лесного института проведены исследования накопленного опыта в стране. Наиболее успешно подобные процессы идут в Чувашии (Чувашский образовательный округ формируется при ЧГУ), в Мордовии (региональный учебный округ при Мордовском госуниверситете имени Н. П. Огарева), в Новгородской области (университетский комплекс Новгородского госуниверситета имени Ярослава Мудрого), Оренбургской области (ассоциация `Оренбургский государственный учебный округ` при Оренбургском госуниверситете) и в Казани (университетский комплекс при Казанском государственном технологическом университете).

Университетские комплексы, как правило, объединяют инновационные подразделения вузов, городские и районные образовательные учреждения (техникумы, ПТУ, школы), предприятия и организации (на договорных началах). Таким образом, обучение становится непрерывным уже на довузовской стадии и ориентируется на региональный рынок труда.

Методики преподавания в учебных заведениях синхронизируют, однако в них сохраняется индивидуальность, что позволяет конкретизировать и обогатить образовательную систему.

Аналогичные задачи решают и ассоциации образовательных структур. По сути, они появляются при модернизации советов ректоров. Такие советы успешно работают во многих регионах. Например, Совет ректоров московских вузов помогает координировать образовательную политику и обмениваться опытом.

Если подобный орган наделяют функциями ученого совета в сфере образования, молодежной политики, науки, культуры, производства и связывают его с органами власти и предпринимательскими кругами, то возникает экономическая основа для консолидации учебных заведений вокруг наиболее развитого в субъекте Федерации вуза.

Для появления единых автономных учебных заведений у вузов, техникумов и ПТУ должны быть стимулы к глубокой интеграции. Административное давление на образовательные структуры, как показывает мировая практика, порождает далеко не всегда эффективные новые объединенные учебные комплексы.

При слиянии даже двух одинаковых по направленности вузов в таком случае утрачивается соревновательность научно-педагогических школ, что в целом ухудшает систему подготовки специалистов. Кроме того, последствия ошибок при поглощении иногда оказываются затяжными, болезненными и дорогостоящими.

Еще сложнее обстоит дело с интеграцией по этой схеме вузов со школами, лицеями, колледжами и техникумами. Она осуществима, если до этого уже сложилась сеть довузовской подготовки, в которой участвуют преподаватели вузов. Причем связи должны быть достаточно глубокими, чтобы влиять на качество преподавания в колледжах, лицеях, школах и облегчать их выпускникам в дальнейшем поступление в вузы.

Вот почему Минобразования РФ полагает, что вариант интеграции дает хорошие результаты, только если в регионе для него создаются экономические предпосылки. Теоретически это самый эффективный способ оптимизации расходов на образование.

Однако силком в такую интеграционную модель загонять не будут. Тем более что в России для этого пока не разработаны законодательные механизмы.
Другие материалы рубрики
ОБРАЗОВАНИЕ
11.02.08Затраты на подготовку кадров растут
11.02.08В `Сколково` подвели итоги
17.09.07Законодательную базу реформы нужно укреплять
17.09.07Магистры должны возвращаться
20.08.0718 российских вузов ждут латышей
20.08.07Они станут первыми
20.08.07`Двухуровневая система образования необходима...`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru