В Минобразования РФ считают, что технологии профессионального образования нуждаются в совершенствовании. Далеко не все программы и стандарты обучения ориентированы на потребности реального рынка труда. Лучшее лекарство от этой `болезни` - интеграция
Исследования эффективности технологий профессионального образования под таким углом зрения стали проводить недавно, когда анализ рынка труда выявил ряд противоречий. Во-первых, на многих предприятиях испытывали потребность в определенных специалистах, и одновременно по тем же профессиям наблюдался достаточно высокий уровень безработицы.
Во-вторых, в некоторых профильных вузах сократили подготовку специалистов по ряду профессий, потому что в регионах, где расположены эти учебные заведения, сочли их невостребованными. Между тем в целом по стране эти профессии оказались в дефиците.
В-третьих, спрос абитуриентов, который диктовал объемы подготовки по определенным специальностям, не соответствовал созданному количеству рабочих мест по ним в реальном секторе экономики...
Уже эти факторы заставляли проанализировать положение дел в сфере образования и выработать новые схемы непрерывного обучения в стране.
Итак, попытаемся разобраться. Начнем с того, что произошло с российскими вузами в последние годы. По данным Центра аккредитации Минобразования РФ, в стране насчитывается около 1,1 тыс. вузов (628 -государственных, 20 вузов - субъектов Федерации, 12 - муниципальных и около 450 - негосударственных), что в 1,7 раза больше, чем было в эпоху в СССР.
Раньше доминировали институты, теперь их доля сократилась до 24%, а доля университетов увеличилась до 50% за счет роста количества технических и профильных университетов. А в последние 5-7 лет в регионах для сбалансированного пополнения персонала местных предприятий и организаций наметилась тенденция к созданию еще и собственных классических университетов.
После 2000 года появилось стремление к централизации систем образования. Зафиксирован существенный рост филиальной сети наиболее успешных вузов (особенно Москвы и Петербурга). Их уже свыше 1,6 тыс. (в том числе около 600 - негосударственных). Многие филиалы пока работают без лицензии. Некоторые оформлены как представительства.
Ряд вузов создает образовательные цепи, которые позволяют обойти процедуру лицензирования. Кроме того, после издания в 2001 году в Минобразования РФ приказа и положения об университетских комплексах их ряды стали интенсивно пополняться. Сейчас их больше двадцати.
В 30% коммерческих вузов обучается меньше 200 человек (в каждом), еще в 30% - 200-500 студентов и лишь в 4% вузах - более 5 тыс. Для сравнения: в среднем государственном вузе обучается по 3-7 тыс. человек.
Коммерческим заведениям по мере развития рынка все труднее конкурировать с государственными вузами, особенно с учетом того, что многие преподаватели в них - совместители (иногда до 90%), основное место работы многих из которых - государственные вузы. Не случайно прослеживается тенденция к интеграции государственного и негосударственного образования.
В ряде субъектов Федерации взят курс на создание университетских комплексов, чтобы оптимизировать финансирование учебных заведений из местного бюджета вдобавок к федеральным средствам. На Северо-Западе РФ, например, по такому пути пошли в Республике Коми, что отражено в Программе стратегии развития РК до 2010 года.
Правда, пока не уточнено, какую модель здесь намерены взять за основу. В России разрабатывают три модели интеграции образовательного дела в масштабах субъектов Федерации: идет создание университетских образовательных округов, ассоциаций нескольких образовательных структур с сохранением статуса юрлиц и университетских комплексов как единых автономных учебных заведений (одно юрлицо).
В связи с этим специалистами Сыктывкарского лесного института проведены исследования накопленного опыта в стране. Наиболее успешно подобные процессы идут в Чувашии (Чувашский образовательный округ формируется при ЧГУ), в Мордовии (региональный учебный округ при Мордовском госуниверситете имени Н. П. Огарева), в Новгородской области (университетский комплекс Новгородского госуниверситета имени Ярослава Мудрого), Оренбургской области (ассоциация `Оренбургский государственный учебный округ` при Оренбургском госуниверситете) и в Казани (университетский комплекс при Казанском государственном технологическом университете).
Университетские комплексы, как правило, объединяют инновационные подразделения вузов, городские и районные образовательные учреждения (техникумы, ПТУ, школы), предприятия и организации (на договорных началах). Таким образом, обучение становится непрерывным уже на довузовской стадии и ориентируется на региональный рынок труда.
Методики преподавания в учебных заведениях синхронизируют, однако в них сохраняется индивидуальность, что позволяет конкретизировать и обогатить образовательную систему.
Аналогичные задачи решают и ассоциации образовательных структур. По сути, они появляются при модернизации советов ректоров. Такие советы успешно работают во многих регионах. Например, Совет ректоров московских вузов помогает координировать образовательную политику и обмениваться опытом.
Если подобный орган наделяют функциями ученого совета в сфере образования, молодежной политики, науки, культуры, производства и связывают его с органами власти и предпринимательскими кругами, то возникает экономическая основа для консолидации учебных заведений вокруг наиболее развитого в субъекте Федерации вуза.
Для появления единых автономных учебных заведений у вузов, техникумов и ПТУ должны быть стимулы к глубокой интеграции. Административное давление на образовательные структуры, как показывает мировая практика, порождает далеко не всегда эффективные новые объединенные учебные комплексы.
При слиянии даже двух одинаковых по направленности вузов в таком случае утрачивается соревновательность научно-педагогических школ, что в целом ухудшает систему подготовки специалистов. Кроме того, последствия ошибок при поглощении иногда оказываются затяжными, болезненными и дорогостоящими.
Еще сложнее обстоит дело с интеграцией по этой схеме вузов со школами, лицеями, колледжами и техникумами. Она осуществима, если до этого уже сложилась сеть довузовской подготовки, в которой участвуют преподаватели вузов. Причем связи должны быть достаточно глубокими, чтобы влиять на качество преподавания в колледжах, лицеях, школах и облегчать их выпускникам в дальнейшем поступление в вузы.
Вот почему Минобразования РФ полагает, что вариант интеграции дает хорошие результаты, только если в регионе для него создаются экономические предпосылки. Теоретически это самый эффективный способ оптимизации расходов на образование.
Однако силком в такую интеграционную модель загонять не будут. Тем более что в России для этого пока не разработаны законодательные механизмы. |