Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Вопросы `круглого стола` по теме: `Работа лизинговых компаний с муниципальными предприятиями`: - ЭиВ N 3 (490)
ФИНАНСЫ/ЛИЗИНГ
Вопросы `круглого стола` по теме: `Работа лизинговых компаний с муниципальными предприятиями`:
No. 3 (490) 26.01.2004
1. Существуют ли законодательные проблемы лизинга бюджетных (муниципальных) предприятий? 2. Можно ли их решить на федеральном или местном уровне? И каким образом? 3. Какое оборудование чаще берут в лизинг муниципальные предприятия? Могут ли лизинговые компании удовлетворить все запросы? Если нет, то почему? 4. Пользуются ли лизинговые предприятия собственными средствами для приобретения оборудования? 5. Какова доля муниципальных договоров в портфелях лизинговых компаний? 6. Есть ли здесь фактор роста в последнее время (привести конкретные данные)?
Нужны бюджетные гарантии

Светлана Рясная,

коммерческий директор

ЗАО `ФК `Балтинвест`:

- Как таковых явных проблем нет, но есть подводные камни, связанные с обеспечением сделок. При неутверждении бюджета очередного года существует риск того, что лизингополучатель не перечислит платежи.

Законодательные коллизии при желании разрешить можно, к примеру, предложив проект для формирования муниципальных или региональных бюджетов в части обеспечения лизинговых операций при покупке основных средств.

Чаще всего муниципальные предприятия в лизинг в последнее время берут транспортные средства, дорожно-строительную технику, аварийно-ремонтные машины, погрузчики и автокраны. Но все запросы муниципалитетов удовлетворить компании не могут. При покупке оборудования или транспорта в лизинг бюджетные организации пользуются не только банковскими кредитами, но и собственными средствами.

В портфеле нашей компании муниципальных договоров около 5%. На середину января было заключено пять договоров на сумму 40,6 млн руб. Среди наших заказчиков - бюджетные организации г. Кириши, В. Новгорода и Петрозаводска. В последнее время таких заявок становится больше.



С оглядкой на вышестоящую организацию

Дмитрий Корчагов, генеральный директор ЗАО `Балтийский лизинг`:

- Считаю, что формально законодательных проблем лизинга бюджетных (муниципальных) предприятий нет. Могут быть препятствия в виде ограничений на право коммерческой деятельности самих бюджетных предприятий, записанные в их уставах, или в виде необходимости дополнительного согласования права заключения лизинговых договоров в вышестоящих организациях (государственных органах).

Единственное, что, мне кажется, стоит доработать на местном уровне, - это порядок и формы государственных (бюджетных) гарантий по лизинговым договорам в том случае, если коммерческой выручки предприятия не хватает для обслуживания задолженности и требуется дополнительное привлечение бюджетных средств. При наличии заинтересованности со стороны государственных органов мы, лизинговые компании, могли бы оказать методическую поддержку. Наши специалисты готовы работать в соответствующих рабочих группах.

Пользуются спросом самые разнообразные оборудование и техника. Это могут быть средства муниципального транспорта, уборочная и строительная техника, модульные кательные установки, медицинское оборудование, специальная техника для утилизации отходов, водоочистки, лифтовое оборудование, осветительная техника, телерадиопередающее, полиграфическое оборудование и т. д. Лизинговые компании вполне могут удовлетворить эти запросы.

Доля в портфеле таких договоров, как правило, незначительная. По крайней мере, у нашей компании их менее 1%. Потенциал роста есть, учитывая катастрофическое состояние имеющегося оборудования.



Риск неплатежей высок

Алексей Малин, генеральный директор ООО `Евро Лизинг`:

- Наша компания в настоящее время не рассматривает ГУПы и МУПы в качестве потенциальных лизингополучателей. Причин тому несколько.

Прежде всего - законодательная. В ст. 3 Закона `О финансовой аренде (лизинге)` присутствует норма об использовании предмета лизинга в предпринимательских целях. В то же время есть проблемы с квалификацией ГУПов и МУПов как предпринимательских организаций.

Во-вторых, есть белые пятна в обеспечении сделок. Имущество, которым пользуются ГУПы и МУПы, является государственной собственностью, поэтому оно не может быть отчуждено, то есть не может выступать в качестве обеспечения обязательных данных бюджетных организаций.

И наконец, есть финансовые риски в такого рода сделках. Организации, о которых идет речь, - бюджетные, соответственно расходные статьи, в том числе и лизинговые платежи, финансируют из бюджета. А это не позволяет адекватно оценить риски неплатежей. Мы, в частности, оцениваем данные риски как высокие.



Надо учитывать интересы собственника

Дмитрий Горизонтов, генеральный директор ООО `Балтийская лизинговая компания`:

- Как таковых законодательных проблем для работы с бюджетными, муниципальными организациями нет, но существует ряд определенных моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. В соответствии со

ст. 113 ГК РФ имущество муниципального предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Существуют определенные ограничения по распоряжению таким имуществом, установленные ст. 18 ФЗ

N 161-ФЗ от 14.11.2002. То есть имуществом муниципального предприятия распоряжается собственник - государство либо муниципальное образование (учредитель данного предприятия). А у собственника имеются и определенные права на участие в управлении текущей деятельностью предприятия.

Таким образом, при подготовке лизинговой сделки необходимо более детально изучить учредительные документы предприятия, проверить полномочия его руководителя, определить, какие риски могут возникнуть при недобросовестном исполнении обязательств по лизинговому договору получателем - муниципальным предприятием.

Более детально и требовательно стоит подойти и к изучению вопроса обеспечения обязательств получателя по договору лизинга, особенно если в обеспечение предлагается поручительство либо залог собственника имущества муниципального предприятия. Следует обратить внимание, что если собственником является муниципальное образование, то большинство вопросов, касающихся имущества и денежных средств муниципального образования, решает представительный орган, а не глава администрации.

Подводя черту, следует отметить, что благодаря внимательному и тщательному изучению учредительных, финансовых, иных документов муниципальной организации риски, которые могут возникнуть в процессе исполнения сторонами договора лизинга, можно свести к минимуму.

Другое дело - с учреждениями. Такими, например, как больницы, поликлиники, школы. Работать с ними по финансовой аренде напрямую, с нашей точки зрения, невозможно в силу законодательных ограничений, хотя потребность со стороны данных получателей имеется.

Все же работать с учреждениями можно, но надо изменить Федеральный закон `О лизинге` и Гражданский кодекс: заменить слово `предпринимательских` на `профессиональных`.

К нам в основном обращаются предприятия, занимающиеся дорожно-строительными и коммунальными работами. С нашей точки зрения, никаких особенных ограничений по потребностям для данных предприятий нет.

Для приобретения оборудования муниципальные организации используют и собственные средства.

Доля муниципальных доходов в портфеле компании - менее 5%. Фактор роста, безусловно, есть, однако это связано с общим ростом спроса на лизинговые услуги для всех предприятий в целом.

Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ/ЛИЗИНГ
26.01.04У бюджетной организации нет бюджетной гарантии
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru