В портфеле лизинговых компаний доля сделок, заключаемых с муниципальными предприятиями, колеблется на уровне нескольких процентов. При этом спрос у бюджетных организаций на покупку оборудования и транспорта в рассрочку значительно больше, чем у коммерческих, учитывая неудовлетворительное состояние основных фондов объектов социального назначения
В целом в стране лизинг набирает обороты. Если в прошлом году, основываясь на данных, полученных в результате исследования группы по развитию лизинга МФК, объем этих услуг составил $2,3 млрд, то в 2003-м ожидается $2,8 млрд.
Эксперты прогнозируют и в будущем увеличение объемов лизинговых услуг, так как многие рыночные ниши здесь еще свободны, а во многих регионах лизинг используется недостаточно широко.
Как показали исследования, проведенные Северо-Западной лизинговой ассоциацией, в 2002-м компании города заключили сделок на сумму $240 млн, что было на 64% больше, чем в предыдущем году. У отдельных компаний наблюдался дву- и даже шестикратный рост портфеля. Эксперты ассоциации отмечают, что конкуренции между компаниями нет, потому что спрос многократно превышает предложение.
Бюджетные организации, особенно те из них, которые работают на уровне муниципалитетов, в большей степени, чем коммерческие, нуждаются в обновлении основных фондов. Катастрофическое состояние жилищного хозяйства, оборудования школ, больниц и детских садов, давно стало притчей во языцех. А слабая материальная база этих организаций не позволяет, в свою очередь, оказывать населению социальные услуги на должном уровне.
Лизинговые компании работают с государственными и муниципальными предприятиями, но не очень активно. Несмотря на то, что услуги эти востребованы, доля договоров с такими предприятиями в портфелях компании невелика.
Лизингодатели называют несколько причин несостыковки спроса и предложения. Прежде всего - законодательные неувязки. Предмет лизинга может использоваться только в предпринимательских целях, а ГУПы и МУПы не вправе заниматься бизнесом. Есть серьезные претензии к финансовой стороне дела. В частности, к обеспечению лизинговых сделок. Имущество муниципальных и государственных предприятий является казенной собственностью и не может выступать в качестве гарантии платежей по заключаемым сделкам.
Обеспечением могли бы быть бюджетные гарантии или льготные ставки, компенсируемые государством. Это могло бы снизить риск невозврата, который лизинговые компании в отношении бюджетных организаций оценивают высоко.
`Главным критерием при оценке лизингополучателя является его платежеспособность. А муниципальные предприятия не могут четко показать свои финансовые потоки и те изменения, которые с ними происходят, поэтому нам сложно понять, вокруг чего у них все крутится`, - говорит директор петербургского филиала компании `С. А. Лизинг` Олег Сытин.
Проблемы неплатежей, с которыми сталкиваются лизинговые компании при обслуживании государственных и муниципальных предприятий, частично они преодолевают сами: штрафными санкциями, пролонгацией договоров, увеличением авансовых платежей. Но решить проблему полностью можно только при поддержке государства. Одной из таких мер могли бы стать гарантии, включенные отдельной строкой в бюджет, и желательно не на один год, так как лизинговые договоры являются долгосрочными.
Пока же это остается благим пожеланием, а, значит, обновление основных фондов объектов социального назначения остается на низком уровне.
Объем российского рынка
лизинговых услуг, млрд руб.
(по оценке группы по развитию лизинга МФК)
Годы
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2005
(прогноз) (прогноз)
14,4 10,6 35,2 49,7 72,45 95,2 163,4
|