Последние 10 лет внесли серьезные коррективы в образовательное пространство Ленинградской области. Некоторые родители, напуганные социальными переменами в обществе, боялись отпускать детей
в большие города за вузовским дипломом. Многим же это стало просто не по карману
И словно по заказу в муниципальных образованиях стихийно и бессистемно стали открывать филиалы всевозможных университетов, институтов и академий. В основном, кстати, частных, как грибы в период перестройки расплодившихся в Петербурге и уже не находивших в самом мегаполисе спроса.
Но если одни подходили к процессу обучения всерьез, другие занялись открытой конъюнктурой, вытряхиванием родительских кошельков. Лишь за последнее время в области разгорелось несколько серьезных конфликтов на образовательной ниве: то в Выборге внезапно закрылся филиал областного госуниверситета, оставив за воротами недоучившихся студентов. То вдруг выяснилось, что ряд институтских филиалов ведет обучение без оформления лицензий, а значит, их выпускники не смогут получить государственные дипломы.
Люди теряли веру в систему образования и способность властей навести порядок в высшей школе (впрочем, последние и не особо старались это делать). Престиж институтского диплома падал на глазах.
Защитить выпускников школ и их родителей от дельцов от образования комиссия по образованию, науке, культуре, молодежи и спорту Законодательного собрания Ленинградской области пытается уже не первый год.
Но теперь к этой проблеме решено подойти комплексно. Во-первых, привлечь к работе все заинтересованные стороны: и коллег-депутатов, и руководство муниципалитетов, и, конечно, представителей областного комитета по образованию. Во-вторых, не ждать, пока сведения поступят из районов, а самим объехать всю область, чтобы своими глазами увидеть, что на деле происходит с развитием здесь высшей школы.
Лужский район стал одиннадцатым муниципальным образованием, который посетили депутаты в ходе подготовки концепции развития высшей школы в области. В состоявшемся здесь совещании приняли участие члены профильной депутатской комиссии, заместитель главы администрации Андрей Солдатов, начальник отдела профессионального образования областного комитета образования Людмила Хруничева, руководители образовательных заведений, работающих в Луге, и, конечно, лужские депутаты Владимир Степанов и Алексей Шентеряков.
Сегодня в этом муниципальном образовании работают филиалы нескольких петербургских вузов: Института внешнеэкономических связей, экономики и права, Северо-Западного государственного технологического университета, а также представительство Академии сервиса и экономики.
Но есть у Луги особая гордость: в 1991 году там впервые в области появился собственный вуз - Крестьянский государственный университет имени Кирилла и Мефодия. С его организацией в свое время было связано немало скандалов, поскольку петербургская образовательная элита не хотела признавать профессиональную состоятельность этого вуза. Но местные власти его отстояли, хотя смена названия (теперь это институт) и показала, что не бывает дыма без огня.
На 10 факультетах вуза обучаются 3262 студента, причем ряд специальностей непосредственно связан именно с областной спецификой, управлением и развитием сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Открыл вуз уже и два своих филиала, правда, как показала практика, иногда это преждевременно: ни материальной базы, ни кадров для этого у лужан нет.
Вызвали у депутатов определенную озабоченность и проблемы с трудоустройством выпускников, обеспеченность учебными лабораториями и литературой. Высшее образование в Ленинградской области должно быть качественным, необходимо готовить профессиональные кадры, а не `полуфабрикаты`, считают законодатели.
Кстати, и находится институт до сих пор в здании Лужской администрации, а посему не оплачивает аренду помещений, электроэнергию. Сегодня на областном и федеральном уровнях прорабатывается возможность передачи вузу комплекса зданий одного из лужских ПТУ, что позволит оборудовать собственные производственные мастерские и лаборатории, развивать материально-техническую базу.
Тенденции, отмеченные в лужских вузах, в той или иной степени свойственны всем вузам Ленинградской области, считает председатель постоянной комиссии по образованию, науке, культуре, молодежи и спорту Георгий Самсоненко. Из 38 действующих в области филиалов в 19 готовят юристов, в 17 - экономистов и бухгалтеров. Специфика районов никак не сказывается на образовательном процессе. В результате выпускники - обладатели модных дипломов остаются невостребованными, а предприятия по-прежнему испытывают острейший кадровый голод. Ярким примером несогласованности местных потребностей и вузовских предложений Г. Самсоненко назвал открывшийся в Выборге филиал Института водного транспорта. Профильный отраслевой вуз обучает ребят по специальности `Юриспруденция` - и это в районе, где созданы и развиваются три крупнейших на Северо-Западе портовых комплекса.
Решение проблемы парламентарии видят в создании в области нескольких межвузовских образовательных комплексов с общим библиотечным фондом, общежитиями, спортивными сооружениями. Такие комплексы смогут быстрее реагировать на изменения кадровых потребностей районов, привлекать к процессу обучения преподавателей из ведущих петербургских институтов, наконец, стать связующим звеном между общим, начальным профессиональным и высшим образованием.
Еще одна беда районных филиалов - низкий уровень педагогического состава. Если в головных петербургских вузах работают профессора с мировыми именами, то районный филиал зачастую возглавляет бывший учитель средней школы, а лекции по нескольким предметам читает один преподаватель.
`У Ленинградской области есть прекрасная возможность дать своим детям качественное образование, и не воспользоваться ею грех`, - считает ученый секретарь экспертно-консультативного совета при Законодательном собрании области Геннадий Нурышев.
Ректоры ведущих университетов Петербурга, входящие в состав совета, готовы обеспечить области целевой набор, даже организовать специальные областные группы, обучающиеся за счет федерального финансирования с единственным условием: молодые специалисты должны вернуться домой и работать по полученной специальности.
Подобный опыт был в советское время и давал неплохие результаты. Сейчас же лишь 22% выпускников вузов приезжают работать в область, поэтому важно не только дать молодым возможность получения качественного образования, но и закрепить кадры в области, добиться того, чтобы после обучения за бюджетный счет выпускники работали по специальности, а не торговали на рынке.
Договорные отношения между студентом, областью и вузом должны стать одним из предметов, регулируемых законом о высшем и послевузовском образовании, к разработке которого и приступили сейчас областные парламентарии. С такой постановкой вопроса согласилась и начальник отдела профессионального образования областного профильного комитета Л. Хруничева, объявив, что комитет образования не только поддержит инициативу депутатов, но и примет активное участие в разработке этого закона.
Непонятно только, почему исполнительная власть не замечала раньше вопиющей ситуации, сложившейся на ниве высшего образования в Ленобласти, а если более откровенно - попросту не владела этой информацией.
|