Первый вице-президент ОАО `Российские железные дороги` Хасян Зябиров недоволен работой стивидоров порта Мурманск. Железнодорожники считают, что их инвестиции в развитие Мурманского транспортного узла принесли бы больше отдачи, если бы портовики совершенствовали технологии грузопереработки
В целом за последние три года внешнеторговые грузоперевозки по стальным магистралям через порт Мурманск выросли на 15%. На расширенном заседании комиссии по реализации стратегии экономического развития Мурманской области до 2015 года Хасян Зябиров заявил, что для обеспечения нормальной работы Мурманского узла российские железнодорожники в 2001-2003 гг. уже улучшили подходную инфраструктуру.
На участке Лоухи - Мурманск теперь подается не постоянный, а переменный ток, что позволяет не менять электровозы в пути, а значит, ускоряет движение поездов. Для этой же цели электрифицированы участки Идель - Медвежья Гора, Вонгуда - Малошуйка, Маленга - Сумский Посад.
В 2004 году ожидается дальнейший рост перевозок на мурманском направлении. Правда, в ОАО `РЖД` не горят желанием проводить дальнейшую модернизацию, пока не подтянутся стивидоры. Их упрекают в том, что используемые в порту технологии не соответствуют современным требованиям железнодорожников. В частности, зимой стивидоры нередко срывают выгрузку угля из-за того, что у них не хватает механизмов для восстановления сыпучести смерзшегося каменного угля, тепляков и вагоноопрокидывателей. Выгрузку ведут варварским способом (грейферами), что приводит к массовым повреждениям вагонов. В период с 1995-го по 2003 год в порту на этих операциях, по подсчетам железнодорожников, было повреждено более 10 тысяч полувагонов.
Стивидоры, в свою очередь, уверены, что возможности Мурманского транспортного узла из-за железнодорожников используют не полностью. Это сдерживает приток инвестиций в порт, который сейчас способен перерабатывать свыше 10 млн тонн в год. Если построят новый нефтепровод Западная Сибирь - Мурманск, то потенциал порта повысится на 125 млн тонн. А если реконструируют Мурманский железнодорожный узел, то через него к 2015 году смогут пропускать до 75 млн тонн.
Однако инвесторы намерены участвовать в проектах только при условии, что железнодорожники гарантируют в срок осуществить те проекты, которые разрабатывают специалисты ОАО `Ленгипротранс` (Петербург).
Планируется создать новые портовые комплексы не только на используемом сейчас восточном, но и на западном берегу Кольского залива. К ним нужно проложить двухпутную электрифицированную магистраль от станции Мурмаши и построить на западном берегу две грузовые станции Кулонга и Лавна.
Кроме того, предлагается удлинить железнодорожные пути на уже существующих станциях для пропуска в порт длинносоставных поездов.
|