Отправной датой пенсионной реформы в России можно считать 1 января 2002 года. С этого момента ПФР перешел к персонифицированному учету страховой и накопительной части наших будущих пенсий
Практически государственная пенсионная система должна преобразоваться из распределительной в накопительную. Однако для `транзитных` поколений (к ним относим тех, кто работал до 1 января 2002 года и продолжает работать) формирование пенсии осуществляется по достаточно сложной распределительно-накопительной схеме (см. схему).
Мы не будем останавливаться на расчете пенсионных прав на 1 января 2002 года (БЧ и СЧ1), так как они получаются в результате несложных расчетов в зависимости от стажа и среднего заработка, а также представляют собой фиксированные величины, подлежащие периодической и раздельной индексации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время в связи с переходом к накопительной системе пенсионного страхования появляются новые возможности реинвестирования средств в экономику.
В ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ `Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации` говорится: `Страховщиками по обязательному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются Федеральным законом`.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в 2004 году будут получать разрешения на работу со средствами накопительной части трудовых пенсий (НЧ на схеме), которые учитываются с 1 января 2002 года на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица согласно ст. 2 Закона РФ N 173-ФЗ `О трудовых пенсиях в Российской Федерации`.
В целом на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) учитываются средства, обозначенные на схеме как СЧ2 и НЧ (последнее на специальной части ИЛС). На ИЛС поступают средства от работодателей в размере 14% начислений на заработную плату застрахованных лиц. Причем у мужчин и женщин соответственно 1952-го и 1956 года рождения и старше специальная часть ИЛС отсутствует и НЧ не формируется.
Для мужчин и женщин, соответственно, с 1953-го по 1966-й и с 1957-го по 1966 год рождения - в размере 2% (12% СЧ2).
Для лиц 1967 года рождения и моложе НЧ должна достигнуть к 2006 году 6% (при 8% СЧ2) и возрастает по годам в следующей последовательности: 2002-2003 гг. - 3%, 2004 - 4%, 2005 - 5%.
Таким образом, у лиц моложе 1966 года рождения в 2008 году на специальную часть ИЛС будет направляться более 40% общих поступлений.
В конце 2003 года все работавшие и получавшие легальную заработную плату граждане России получили данные о состоянии ИЛС (в том числе специальной части) за 2002 год. После чего согласно Закону РФ N 111-93 `Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ` до 31 декабря 2003 года предоставлена возможность распорядиться средствами, находящимися на специальной части ИЛС.
Однако из трех возможных вариантов выбора:
1) оставить накопительную часть в ПФР;
2) передать средства пенсионных накоплений управляющей компании, имеющей соответствующую лицензию;
3) выбрать негосударственный пенсионный фонд, уполномоченный в соответствии с Федеральным законом осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в РФ,
- государство предоставило застрахованным лицам на конец 2003 года лишь первых два.
Как всегда, необеспеченным оказался самый эффективный, на наш взгляд, вариант. Поэтому НПФ `не успели` уполномочить в определенной степени продуманно.
Тем не менее в 2004 году НПФ должны получить разрешения (лицензии) на работу с накопительной частью государственных трудовых пенсий.
В чем основные преимущества для застрахованных лиц от передачи своих пенсионных накоплений в НПФ? Можно выделить четыре группы этих преимуществ:
- наличие персонифицированного учета более оперативного, чем в ПФР;
- возможность выбора нескольких управляющих компаний на конкурсной основе, а не одной, как при втором варианте;
- возможность отзыва средств со стороны НПФ у управляющих компаний в случае неэффективного их размещения в течение года;
- обеспечение целевого реинвестирования части средств отраслевыми НПФ в предприятия своей отрасли и ощутимое влияние на рынок кредитных ресурсов.
При выборе отраслевого - профессионального НПФ работники данной отрасли выигрывают не только от подконтрольности и прозрачности деятельности НПФ, в том числе и в части начисления на их счета дохода от размещения средств пенсионных накоплений, но и от размещения части средств в целях развития производства на предприятиях, где они работают.
Механизм такого реинвестирования может осуществляться через выпуск облигаций под процент, сопоставимый со ставкой банковского кредита.
Согласно ст. 28 Закона РФ N 111-ФЗ `Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации` максимальная доля в инвестиционном портфеле управляющей компании облигаций одного эмитента не должна превышать 10% совокупного их объема, находящегося в обращении.
Отраслевой профессиональный НПФ, имеющий договоры с десятком управляющих компаний, может обеспечить стопроцентное размещение облигаций для предприятий своей отрасли или, например, лизинговой компании, обслуживающей предприятия данной отрасли.
Наряду с планируемым снижением налога на выпуск ценных бумаг с 0,8% до 0,2% от номинальной стоимости выпуска облигационный заем становится привлекательным инвестиционным механизмом размещения пенсионных накоплений.
|