Четыре года назад голландский принц Оранский, прибывший в Эрмитаж на открытие новой системы подсветки в зале Рембрандта, был более всего поражен не системой, выполненной его соотечественниками, и даже не картинами великого фламандца, а `Павлином` - часами, сделанными англичанином и пущенными в ход русским самоучкой
Известное крылатое выражение `Счастливые часов не наблюдают` в полной мере относится к посетителям Эрмитажа. Счастливые от прикосновения к высокому искусству живописи и скульптуры, люди иногда не замечают часов.
Спросите любого человека, какие есть в Эрмитаже картины, каких художников - даже несведущий кого-нибудь да назовет. А вот о часах и часовых дел мастерах прошлого помнят лишь специалисты. Между тем в эрмитажной описи драгоценным и разным вещам, составленной еще в 1789 году, под часы был выделен специальный раздел. Спустя столетие в Эрмитаже числилось более ста шестидесяти часов и других приборов для измерения времени вроде шкатулок и шарманок, к которым еще через тридцать лет, после Октябрьской революции 1917 года, прибавились часы из национализированных дворцов и особняков петербургской знати.
Часов в музее много, много и фамилий мастеров, их изготовивших, - всех и не перечислишь. Следуя поговорке `Бог любит троицу`, остановимся на трех мастерах.
Англичанин Джеймс Кокс. Его музыкальные часы из агата с бронзовыми фигурками носорогов хранятся в Особой кладовой, а часы `Павлин` - самые знаменитые в музее. В 1780 году дорого заплатил за них фаворит императрицы Екатерины II Григорий Потемкин.
Двенадцать лет часы в разобранном виде пролежали в Таврическом дворце, пока их не собрал и не запустил в ход главный смотритель механической палаты Иван Кулибин. В 1797 году часы установили в Павильонном зале, где они с тех пор и стоят. В прямом и переносном смысле, потому что заводят их только по торжественным случаям.
Один весьма показательный случай произошел четыре года назад. Принц Оранский, приезжаший в 1999 году на открытие новой голландской системы подсветки зала Рембрандта, остановился у `Павлина` и долго любовался часами, забыв про протокольное время, отведенное на экскурсию по Зимнему дворцу.
Стоит ли этому удивляться? Представьте: вы в Зимнем дворце на втором этаже в Павильонном зале. С одной стороны, Висячий сад, с другой - простор Невы, а перед вами - лесная поляна. Посреди нее на холмике высится позолоченный дуб. На одном из его сучьев висит шарообразная клетка, вокруг нее - колокольчики.
Внутри клетки - мудрая серебряная сова, под клеткой - шустрая белка, достающая орешек из шишки, а рядом на пеньке расположился гордый собой петух. На стволе мощного дерева сидит тот, кто и вызывает главный восторг, - павлин с длинным и густым хвостом. Живописная картина, не правда ли?
Когда же во время боя часов механизм оживает - павлин поворачивается, распускает хвост, двигает перышками и грациозно опускает голову; сова бьет лапкой, хлопает глазами и вертит головой, ее клетка поворачивается, отчего колокольчики начинают звенеть; петух раскрывает клюв и кукарекает. В это время на шляпке самого большого гриба, растущего на чудо-поляне, открывается окошечко с часами, в которых роль секундной стрелки выполняет прыгающий кузнечик.
Но вернемся к Ивану Кулибину, который в свое время сумел наладить столь замысловатую конструкцию. В одном из отделов русской культуры хранятся и `часы Кулибина` размером с гусиное яйцо и состоящее из четырехсот двадцати семи деталей. Они отбивают время каждые четверть часа, полчаса и час, при этом створки часов раскрываются - и перед взором разыгрывается не менее изящное вышеописанного представление. В полдень часы играют гимн, сочиненный самим И. Кулибиным.
С именем русского ученого связаны и самые точные, как уверяют работники Эрмитажа, уличные часы города. Прогуливаясь по Дворцовой площади, следует обратить внимание на фронтон в центре Зимнего дворца, чтобы сверить показания стрелок эрмитажных часов и своих. В случае несовпадения стрелки следует перевести. Естественно, на своих, в соответствии с эрмитажными.
Болеее полутора веков эти уличные часы ходят как часы, уж извините за тавтологию.
`По высочайшему Ея Императорского Величества повелению исправлены и поставлены над Зимним замком астрономические боем часы, кои имеются в моем смотрении`, - упоминал о них И. Кулибин в списке изобретений и выполненных работ.
И снова войдем внутрь музея, чтобы вспомнить еще одного мастера. Иоганн Страссер. Имя этого придворного часовщика крепко связано с именем Генриха Гамбса, знаменитого мебельщика, стулья которого нещадно портили в поисках драгоценностей не менее знаменитые Остап Бендер и Киса Воробьянинов.
В Эрмитаже хранятся часы Страссера, корпус к которым изготовлен мастером Гамбсом. Они огромны - около четырех метров в высоту и примерно по два в ширину и глубину.
Сам часовой мастер писал о них так: `Судить об удаче я предоставлю всему свету и следующему поколению. Достаточно сказать, что эта вещь стоила мне 8 лет работы... сему произведению я принес в жертву все мое благоприобретенное состояние...`.
О судьбе страссеровских часов стоит сказать отдельно. Этот музыкальный шкаф, исполнявший произведения Моцарта и Гайдна, в конце 1801 года разыгрывался в лотерею за шестьдесят тысяч рублей. Билеты продавались по рублю. Молодой царь Александр I взял аж тысячу билетов, но удача не пожелала повернуться к нему лицом.
Сколько билетов купила вдова пастора церкви Петра и Павла госпожа Гарольд, история умалчивает, но выигрыш достался именно ей. Через три года она продала их с аукциона за двадцать тысяч, а куплены они были для эрмитажной коллекции. В музее, тогда еще закрытом для широкой публики, часы установили 22 января 1805 года.
Любопытно, что в 1849 году эти часы чинил сын Иоганна Страссера обрусевший Фома Иванович, а с 1861-го по 1864 год их ремонтировал уже его внук Александр Фомич Страссер, который дополнил музыкальную часть маршем из оперы Рихарда Вагнера `Тангейзер`.
Этот марш после гастролей немецкого композитора по России был очень популярен среди просвещенной публики.
Есть в Государственном Эрмитаже и другие часы Страссера, судьба которых тоже интересна. Впрочем, довольно.
Троих, как и было обещано вначале, мы упомянули, а познакомиться с творениями других часовых дел мастеров - милости просим в Эрмитаж.
И будьте счастливы, наблюдая часы! |