Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

У кого контроль за стрелкой, у того и маржа - ЭиВ N 51 (488)
ТРАНСПОРТ
У кого контроль за стрелкой, у того и маржа
No. 51 (488) 05.01.2004
Александр ВОЕВОДИН
Тарифная политика ОАО `Российские железные дороги` (ОАО `РЖД`) остается инструментом давления на грузовладельцев



Железнодорожники предпочитают обсуждать ее в узком кругу, куда допускают в основном лояльные к ОАО `РЖД` структуры, что наглядно демонстрируют заседания общественного совета при комиссии Правительства РФ по структурной реформе. А ведь на последнем из них клиентам предлагали оценить качество услуг железнодорожников в условиях действия нового `Прейскуранта N10-01` и обсудить проект постановления Правительства РФ `О ценообразовании на железнодорожном транспорте общего пользования в РФ`.

Почему же в ОАО `РЖД` проявляют столько заботы о том, чтобы тарифная политика компании освещалась исключительно под определенным углом зрения? Не потому ли, что в ней есть подводные камни?

В ОАО `РЖД` утверждали, что новые тарифы железнодорожников - едва ли не льготные для целого ряда грузоотправителей. Однако когда на российских предприятиях составили калькуляции на отправки грузов по конкретным железнодорожным маршрутам, выяснилось, что не так все просто. Это видно из данных, которые стекаются в Российскую торгово-промышленную палату.

Во-первых, в ОАО `РЖД` занижают удельный вес транспортной составляющей в цене российских товаров, что служит поводом для непропорционального роста железнодорожных тарифов. Во-вторых, новый прейскурант 10-01 на ряде направлений по ряду грузов обернулся не снижением, а ростом тарифов. И все это происходит на фоне увеличения уровня нетарифных сборов, отчего, в первую очередь, страдают российские грузовладельцы.

Рассмотрим конкретный пример - перевозки угля ОАО `Воркутауголь`. По расчетам маркетологов предприятия, транспортная составляющая в цене угля оказывается гораздо выше, чем ее оценивают железнодорожники, - около 20% от общей цены на эту продукцию, а на отдельные виды угля - до 35-40%.

Ситуация осложняется еще и тем, что спрос на уголь подвержен сезонным колебаниям. Его реализация в `низкий` сезон (май - октябрь) из-за железнодорожной составляющей оказывается экономически неэффективной, а в некоторых случаях даже убыточной.

Кроме того, после введения с сентября 2003 года нового прейскуранта 10-01 потребители угля ОАО `Воркутауголь` оказались в неравных условиях. На ряде маршрутов тарифы снизились на 5,59% при повагонной перевозке и на 2,34% при доставке отправительскими маршрутами. Однако при перевозке угля до Череповца тариф уменьшился только на 0,69%, а при перевозке отправительскими маршрутами - даже увеличился на 0,7%.

Пикантное обстоятельство: условия транспортировок ухудшились именно на том участке, который связывает крупного потребителя угля ОАО `Северсталь` со своим дочерним предприятием - ОАО `Воркутауголь`. Контроль над ним металлурги приобрели для оптимизации своих расходов.

Что же получается: железнодорожники изъяли в свою пользу часть доходов ОАО `Северсталь`, которые планировалось направить на модернизацию шахт?..

Подобный пример показывает, насколько опасна манипуляция железнодорожными тарифами. Причем она возможна в условиях непрозрачности сквозных ставок и сборов на реальных маршрутах.

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru