В России за 10 лет обязались сократить аварийность на автодорогах страны. Как это сделать, обсуждали на недавнем совещании в Калининграде, в котором участвовали представители перевозчиков пассажиров и предприятий, на чьих территориях есть ведомственные железнодорожные переезды
Однако за 6 лет, по данным АНО `Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом`, количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России в целом увеличилось в 1,5 раза. Причем за последние 3 года темпы роста составили 12-17% против 5-6% в предыдущий период.
Правда, по подсчетам Российской транспортной инспекции (РТИ), на лицензируемом автомобильном транспорте уровень аварийности несколько ниже: например, за 9 месяцев 2003-го количество ДТП увеличилось только на 9,5%. При этом количество погибших увеличилось на 4,1%, а раненых - на 12,2%.
71% дорожно-транспортных происшествий совершены в городах и населенных пунктах. Самые неблагополучные в этом плане - Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Причем в СЗФО показатели хуже, чем в центре РФ.
Последствия ДТП в целом становятся все тяжелее. Однако на лицензируемом автотранспорте доля погибших и раненых заметно меньше. Основными видами ДТП на лицензируемом автотранспорте с участием автобусов стали наезды на пешеходов (34%) и столкновения (53%), причинами которых по-прежнему остаются: превышение скорости движения, несоблюдение очередности проезда перекрестков, выезд на полосу встречного движения и неправильный выбор дистанции. В каждом четвертом ДТП на автотранспорте виноваты пешеходы. При этом каждый пятый из них погибает.
Для уменьшения уровня аварийности территориальные отделения РТИ и ГИБДД МВД России в 2003 году провели ряд мероприятий. В частности, в июне - августе - профилактическую операцию `Автобус - школьник`. В ней участвовали также специалисты муниципальных органов, налоговых инспекций, управлений и комитетов по транспорту администраций муниципальных образований, комиссий по безопасности дорожного движения и общественные инспектора союзов и ассоциаций автоперевозчиков.
Правда, эффективность подобных мер, как признали на совещании, снижается из-за того, что автомобилей на дорогах и улицах российских городов становится все больше, а улично-дорожная инфраструктура остается фактически неизменной.
Осложняет ситуацию нерегулируемый допуск автоперевозчиков на рынок пассажирских услуг в городах страны. Конкуренция превращается нередко в гонки за дополнительными пассажирами. Как следствие - создаются аварийные ситуации, иногда преднамеренные.
Вторая причина, способствующая росту ДТП, - отсутствие современных нормативных правовых и технических актов в сфере автотранспорта (в том числе пассажирского). Практически не регламентирована система содержания подвижного состава. У многих частных предпринимателей нет собственных ремонтных зон, а иногда и гаражей.
Третья причина - снижение качества контроля за выполнением водителями всех транспортных средств правил дорожного движения. Водители не заинтересованы соблюдать правила дорожного движения. Главным стимулом в работе остается прибыль. Не случайно 80% ДТП, совершенных по вине водителей, - отчасти следствие их некачественной подготовки.
Четвертая причина - недостаточная координация между ведомствами, от которых зависит контроль за соблюдением правил дорожного движения и требований к организации работы подвижного состава.
На совещании в Калининграде было рекомендовано выработать меры с тем, чтобы обязать автоперевозчиков и владельцев железнодорожных переездов обеспечить безопасность дорожного движения. Решено создать систему мониторинга оперативной информации из ГИБДД, МЧС и региональных филиалов ОАО `РЖД` о нарушениях правил движения по автотрассам и через железнодорожные переезды.
Для профилактики и предупреждения ДТП предложено объединить всех перевозчиков, занятых транспортировками пассажиров, в союзы и ассоциации. Однако для коренных изменений в этой сфере нужна серьезная корректировка российского законодательства.
|