В декабре 2003-го ФГУП `Адмиралтейские верфи` спустило на воду второй танкер-продуктовоз, построенный по заказу ОАО `Совкомфлот`. Танкер `Тучков мост` был заложен в марте 2003 года и, по условиям контракта, должен быть сдан в эксплуатацию в марте 2004-го
Судно предназначено для перевозки до четырех сортов различных грузов одновременно в 12 грузовых танках общей вместимостью около 53 тыс. кубических метров. Дедвейт судна - 47,4 тыс. тонн, длина - 182,5 метра, высота борта - 17,5 метра.
Всего контрактами Совкомфлота с ФГУП `Адмиралтейские верфи`, заключенными в 2001-м и 2003 году, предусматривается строительство до 2006 года шести танкеров-продуктовозов. Головной корабль этой серии - танкер `Троицкий мост` - передан заказчику 22 ноября 2003 года. Третий танкер для Совкомфлота был заложен на Адмиралтейских верфях 10 декабря 2003-го.
Общая сумма контрактов на строительство 6 танкеров оценивается примерно в $160 млн, из которых 30-40% финансируется за счет собственных средств Совкомфлота, остальное - за счет займов в иностранных банках. Срок окупаемости подобного танкера - 6-7 лет.
Строительство судов на Адмиралтейских верфях контролируется специалистами Совкомфлота и британским Lloyd`s Register of Shipping.
По словам генерального директора ФГУП `Адмиралтейские верфи` Владимира Александрова, базовый проект судна был переработан в соответствии с современными требованиями эксплуатации танкерного флота.
`В танкерах данной серии мы использовали весь предыдущий опыт, как положительный так и отрицательный, - отметил В. Александров, - поэтому судно получилось оптимальным, очень простым в управлении, но снабженным самым современным оборудованием`.
Под чужим флагом
Все суда с красивыми именами петербургских мостов, построенные на петербургской верфи для российского предприятия, будут работать под либерийским флагом. Такое положение, по словам первого заместителя генерального директора ОАО `Совкомфлот` Игоря Борисенко, вызвано несовершенством российского законодательства. Точно так же невыгодно сейчас российским судовладельцам и отдавать заказы на постройку судов отечественным верфям. Парадокс в том, что строительство судов на российских заводах часто оказывается для отечественных заказчиков дороже, нежели на заграничных верфях.
В результате несовершенства российских систем налогообложения, фискальной и таможенной политики в отношении судостроительных и судоходных компаний многие из них отдают свои заказы за рубеж, а отечественные верфи остаются без работы либо выполняют иностранные заказы.
Тот же Совкомфлот, принадлежащий государству и потому обязанный вроде бы заботиться не только о своих коммерческих интересах, но и об интересах страны (и в частности - российских верфей), многие суда построил на иностранных заводах.
Например, `Совкомфлот` - владелец 8 танкеров, построенных на верфях Хорватии, аналогичных тем, что строятся сейчас на Адмиралтейских верфях.
Чтобы строить,
надо развиваться
Еще одной проблемой российских судостроительных предприятий является необходимость обновления и модернизации производственных мощностей. Каким бы огромным опытом и квалифицированными кадрами ни обладали отечественные верфи, а наличие современной техники на предприятии, для того чтобы получать приличные заказы и быть конкурентоспособным на рынке судостроения, необходимо.
Как и большинство судостроительных предприятий, Адмиралтейские верфи испытывают потребность в техническом перевооружении. Благодаря большому объему заказов, который до конца 2006 года превышает $1,55 млрд, предприятие имеет возможность постепенно реализовывать программу модернизации. На эти цели в 2002-м было направлено $34 млн, в 2003 году инвестиции на развитие производственных мощностей составили около $40 млн.
Общая сумма инвестиционной программы предприятия до 2006 года оценивается примерно в $300-350 млн. В том числе, по словам Владимира Александрова, около $200 млн требуется на реконструкцию мощностей, предназначенных для коммерческого строительства, остальное - на перевооружение мощностей по строительству военно-морской техники.
Предприятие планирует закупить немецкую технику для первичной обработки металла и высокотехнологичные механизированные линии по изготовлению конструкций корпуса для цехов верфи. Также в планах верфей - строительство новых цехов и техническое перевооружение завода.
В результате модернизации Адмиралтейские верфи смогут увеличить объем производства, повысить конкурентоспособность основной продукции, уровень рентабельности, сократить сроки постройки судов и трудозатраты.
СПРАВКА
ФГУП `Адмиралтейские верфи` - преемник старейшей судостроительной верфи России, основанной в 1704 году на левом берегу устья реки Большая Нева в Петербурге. За 299 лет на судостроительных предприятиях, образовавших Адмиралтейские верфи, построено более 2,5 тысячи кораблей и судов.
Объем произведенной на предприятии продукции в 2003 году - около $400 млн. Общий объем портфеля заказов Адмиралтейских верфей до конца 2006 года превышает $1,55 млрд
|