Для благополучия и успешности бизнеса в 2004 году в России, кажется, есть все предпосылки. С 1 января вступили в силу и Федеральный закон (далее - ФЗ) `О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей`, и новый Таможенный кодекс РФ, и ФЗ `О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ`, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации`, на основании п. 11 ст. 1 которого ставка НДС будет 18% (а не 20%), некоторые другие законодательные акты РФ.
В 2004 году отменяется налог с продаж (5%). С 03.10.2003 уже действует ФЗ `О внесении изменения и дополнения в ст. 7 ФЗ `О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)` (согласно этому закону предпринимателя не должны осаждать плановыми проверками в первые три года с момента регистрации).
Есть и действующий ФЗ `О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ`, а также целый ряд региональных законов, программ и проектов. Но те, кто работает в этом `малом и среднем бизнесе`, уверяют, что будет как было: не хуже и не лучше. Отсутствие оптимизма становится понятным после анализа последних программ и законов федерального и местного уровней. Вывод грустный: средний бизнес либо не нужен государству, либо государство не умеет и не хочет с ним работать.
Таможенный кодекс, об изменениях в котором так долго мечтали и так много говорили, фактически ставит под сомнение жизнедеятельность многих малых и средних предприятий, работающих в `околотаможенной` отрасли.
Таможенные брокеры, перевозчики, владельцы складов временного хранения для осуществления своей деятельности будут вынуждены сделать значительный платеж в обеспечение уплаты таможенных платежей и страхования гражданской ответственности. Так, только страховая сумма для таможенных брокеров и перевозчиков должна быть не менее 20 млн руб. Понятно, что с 1 января те, кто не изыщет необходимых средств (а таких по России наберется немало), вынуждены будут выйти из игры.
Дальнейшее развитие событий в отрасли легко угадывается: часть предприятий завершит свою деятельность, кто-то объединится, часть таможенных брокеров перейдет на работу в крупные брокерские фирмы, часть - станет консультировать участников ВЭД по вопросам таможенного оформления товаров, еще часть - поменяет не только место работы, но и специальность (возможно, в очередной раз).
Один из специалистов Северо-Западного таможенного управления прокомментировал ситуацию следующим образом: `Вполне понятна позиция государства: пусть будет немного, но больших, надежных, стабильно работающих таможенных брокеров. Это безопаснее и для государства, и для каждого из участников внешнеэкономической деятельности`.
Все развитые государства заинтересованы в существовании среднего класса. Нашему государству удобнее работать с большими и богатыми предприятиями (у них есть деньги) и малыми и бедными (их голоса дешевле обходятся).
В январе Совет безопасности РФ будет обсуждать государственную промышленную политику России. Знакомство с различными вариантами концепций государственной промышленной политики привело к мысли: средний бизнес в очередной раз остался не у дел. Даже самые здоровые и оптимистичные проекты преследуют интересы объединенных в группы и холдинги промышленных предприятий.
А как быть с другими, не объединившимися? Вот, например, реальное производственное предприятие: численность работающих - 30 человек, годовой оборот 18 млн руб. Функционирует уже на протяжении 15 лет, при этом исправно платит налоги и зарплату своим сотрудникам выплачивает `белую`. Какое это предприятие - малое или среднее? Нужно ли оно государству?
Согласно ФЗ `О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ` оно не может считаться малым, а значит - пользоваться какими-либо льготами для таких предприятий, так как годовой оборот великоват и один из учредителей, владеющий более чем 25% акций, не является субъектом малого предпринимательства. Предприятие уже сегодня теряет конкурентоспособность на рынке рабочей силы - сотрудники, стремясь сохранить свой статус среднего класса, уходят туда, где зарплата больше.
Через год этого предприятия с именем, с торговой маркой и вполне конкурентоспособной продукцией не будет. Вместо него (по решению учредителей) будут функционировать 3 или 4 новых малых (и де-юре и де-факто) предприятия, которые суммарно вряд ли внесут больше в налоговую копилку, чем одно нынешнее.
Чего добьется государство? Лишь дробления бизнеса и роста числа предприятий.
Создавая несколько малых предприятий в целях ухода от налогов или их минимизации, крупный или средний бизнес использует лазейки в федеральном законодательстве, в Налоговом кодексе. Выигрывает ли от этого наше общество?
И тем не менее сегодня государство упорно не хочет замечать проблем среднего бизнеса, не хочет поддерживать его, помогая укрепиться, встать на ноги. В крайнем случае - готово работать с избранными саморегулируемыми организациями. Нетрудно понять: государству нужен лояльный бизнес, легкий в управлении. Причем этот бизнес должен быть представлен не миллионом предприятий, а 20-30 тысячами на всю Россию. И ставить перед властью лишь те вопросы, на которые ответы уже заготовлены. Это и есть лоббирование интересов бизнеса в современном российском понимании.
Исполнительная власть готова поделиться своими полномочиями, например с торгово-промышленными палатами, а Минфин - с аккредитованными при нем объединениями. Так, 25 сентября 2003 года действующий при Министерстве финансов совет по аудиторской деятельности принял решение удовлетворить просьбу глав семи аудиторских профобъединений `об обязательном членстве аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов в аккредитованных при Минфине объединениях`. И неважно, что таких объединений по всей России гораздо больше. Важно, что семь аккредитованных - в Москве, рядом и вполне управляемы. Решение это, по-видимому, как и в варианте с новым Таможенным кодексом, продиктовано заботой о потребителе услуг - `чтобы было меньше, но крупных и надежных предприятий`. Станут ли от этого аудиторские заключения более четкими, защищающими от ошибок и снижающими риски, - это уже другой вопрос.
Со средними предприятиями сегодня не готовы работать не только государственные структуры, но и финансово-кредитные организации.
В 2003 году, в рамках региональной целевой программы `Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2003-2005 гг.`, со 100%-м участием Ленинградской области создано `Агентство кредитного обеспечения` (АКО). Директора и владельцы малых предприятий области теперь могут рассчитывать на поручительство государства: в случае нехватки необходимого залогового обеспечения у малого предприятия АКО будет предоставлять поручительства, гарантирующие выполнение обязательств по кредитным и лизинговым договорам.
Замечательная инициатива, опыт которой был перенят у наших северных соседей, способна реально помочь субъектам малого предпринимательства в развитии производства.
Но опять с огорчением отмечаю, что предприятие, по каким-либо причинам не подпадающее под действие ФЗ `О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ`, не сумеет стать клиентом агентства.
Еще сложнее представителям среднего бизнеса решать вопросы кредитования в банках. Наиболее часто под малым бизнесом представители банковских структур понимают индивидуального предпринимателя, нуждающегося в $20-40 тыс. для закупки очередной партии товара.
При этом залогом может быть квартира, в которой он проживает, или какая-либо ценность, являющаяся семейной реликвией, передаваемая от поколения к поколению.
Что касается среднего бизнеса, то ему, как правило, требуется кредит от $150 тыс. до $500 тыс., а поскольку чаще всего эти средства необходимы для развития производственной базы, то и желаемый период погашения больше одного года. Вот и выходит, что банкам спокойнее и проще работать либо с индивидуальным предпринимателем, закладывающим собственную квартиру, либо с крупным бизнесом, величина займа которого в сотни раз меньше стоимости его активов.
Опыт зарубежных стран доказывает, что средний класс, уверенный в завтрашнем дне, в хорошем смысле этого слова консервативный и лояльный, взращивается на устойчиво функционирующих средних и крупных предприятиях.
Общество сильно и стабильно своим средним классом. Квартира, машина, зарплата, позволяющая дать достойное образование детям, произвести покупки в дом и путешествовать во время отпуска - все это делает гражданина лояльным по отношению к проводимой политике, а само общество - стабильным в социально-экономическом плане и здоровым с морально-психологической точки зрения. Нынешнее российское общество нуждается в среднем классе, в уверенно стоящем на ногах среднем бизнесе.
Однако в последнее время топ-менеджеров и предпринимателей, развивающих средний бизнес, почему-то все больше хочется сравнить с человеком, который тянет в гору телегу - малейшее внешнее воздействие, и он опять у подножия. Для выполнения своей миссии средний бизнес нуждается в законодательной определенности и предсказуемости, экономической стабильности.
Государству важно принять решение, развивать ли средний бизнес вместе с малым или отдельно от него. Если вместе - то стоит пересмотреть критерии, которые дают основания для получения каких-либо льгот. В частности, увеличить пресловутый `потолок` по обороту. Если отдельно - то необходимо четко определить, что такое средний бизнес, и законодательно закрепить право этой категории бизнеса на поддержку - с конкретными механизмами и программами (налоговые преференции, льготные кредиты или еще что-либо).
При формировании государственной промышленной политики должны быть учтены и интересы среднего бизнеса, работающего в отраслях, развитие которых будет объявлено приоритетным для страны и поддержано государством. И самое важное: власть должна научиться работать со средним бизнесом, не отмахиваясь от его проблем.
А может быть, разумнее со стороны государства просто убрать из названия программ, комитетов и комиссий само слово `средний`? И заниматься только очень малыми предприятиями. Проще, понятнее. И честнее, по крайней мере.
|