Многие журналисты с большим стажем работы никак не могут привыкнуть к тому, что День российской печати принято теперь отмечать 13 января, в канун наступления Нового года по старому стилю исчисления времени
Отказ в пору президентства Ельцина от прежнего Дня печати (5 мая), связанного с созданием и деятельностью газеты `Правда`, был нацелен на то, чтобы примирить политических оппонентов на журналистской ниве, обеспечить нейтральную идеологическую окраску профессионального праздника работников СМИ. Теперь, по прошествии нескольких лет, уже можно признать, что эта цель достигнута.
Но судьба этой даты по-прежнему незавидна. Если раньше праздник журналистов находился в тени первомайских общенародных торжеств и Дня Победы, то теперь его затмил новогодний загул, когда россияне за три недели успевают отметить все соответствующие поводы - как отечественные, так и зарубежные. Широкого общественного признания новый день печати пока не получил.
А напрасно. СМИ делом доказали свое право играть особую роль в жизни нашей страны. Возвеличивание и крушение политических лидеров и новоявленных отечественных миллиардеров, громкие победы на выборах никому не известных несколько месяцев назад партий, десятки миллионов перед телевизорами в ожидании развязки очередной мыльной оперы или бесконечного бандитско-ментовского противостояния - во всем этом постоянном ежедневном вмешательстве в жизнь каждого человека участвуют десятки и сотни тысяч работников СМИ.
На медийном рынке крутятся огромные деньги. По оценкам экспертов Минпечати РФ, доход от рекламы только федеральных телевизионных каналов составляет сейчас около $1 млрд, в 2002 году печатные СМИ заработали на рекламе $590 млн, из которых $380 млн получили газеты, остальные средства пополнили бюджеты журналов. Объем продаж российской периодики в 2003 году оценивается в $1,5 млрд. Простого сложения этих цифр достаточно, чтобы понять неиссякаемый интерес к медиарынку многих крупных российских бизнесменов.
Для ряда из них (вспомним Березовского, Гусинского, отчасти - Ходорковского) желание владеть СМИ закончилось плачевно. Нормально все было лишь до той поры, пока вектор оценок явлений общественной жизни на принадлежащих им телеканалах совпадал с мнением группы людей, реально контролировавших государственную власть в стране. Как только эти оценки разошлись, последовали репрессии со стороны властей.
Бог с ними, с олигархами, тоскующими по своему былому медиавеличию. Сейчас на принципиальной развилке стоит все российское общество, все более нацеливаемое на политический монополизм. Удастся ли в этих условиях сохранить декларируемое для каждого право на свободное получение и обмен информацией - вот в чем вопрос. Контроль власти за работой информационных редакций ведущих федеральных и местных телеканалов в период подготовки выборов в Государственную Думу РФ был столь жестким, что остается мало надежд на то, что государство собирается, как это не раз заявлял министр печати Михаил Лесин, постепенно уходить из медийного бизнеса.
Опасность монополизации СМИ государством ничем не отличается от опасности концентрации медиабизнеса в руках одной политической группы, способной продиктовать и навязать обществу свои приоритеты. Это уже стали понимать в Европе, в частности в Италии, где президент страны недавно не подписал новый закон о СМИ, уже утвержденный парламентом.
На суд российских законодателей вскоре тоже будет вынесен проект нового закона о средствах массовой информации. Его обсуждение новым составом Государственной Думы покажет, насколько далеко способна пойти нынешняя власть в создании в стране свободного информационного пространства. Для общества это будет очень важным сигналом, по какому стилю в дальнейшем станут отмечать в России День печати.
|