В канун Нового года коллектив `Ижорских заводов` завершил продолжавшуюся свыше полутора лет работу над металлоконструкциями установки `Атлас` (Atlas) по заказу Европейской организации ядерных исследований ЦЕРН (CERN). Это один из этапов реализации крупнейшего проекта ХХI века по созданию Большого адронного коллайдера (БАК).
В разработке коллайдера принимают участие свыше 400 институтов и промышленность всех развитых стран. Вкратце суть эксперимента состоит в следующем. В 27-километровом кольцевом подземном туннеле, прорубленном в скальных породах вблизи швейцарско-французской границы, будут изучаться последствия столкновения двух пучков протонов. Ожидается около тысячи миллионов столкновений в секунду. Поскольку БАК обладает самой высокой энергией из всех ускорителей в мире, каждый эксперимент будет порождать десятки тысяч элементарных частиц. В их числе ученые надеются обнаружить такие частицы, существование которых уже предсказано теоретически, - это хиггсовские бозоны.
Если они будут найдены - подтвердится концепция о возникновении Вселенной в результате Большого взрыва. Отрицательный результат заставит пересмотреть взгляды на происхождение Вселенной. В любом случае в ходе эксперимента ожидают открытие новых частиц и серьезное углубление наших представлений о строении вещества.
Ижорцы не впервые поставляют оборудование для научных исследований в области физики высоких энергий. Так, в 1999 году `Ижорские заводы` изготовили свыше 3500 тонн металлоконструкций для мюонного соленоида CMS - крупнейшего магнита в Европе. Произвели на заводе также супермагниты для установки `Феникс` (США), оборудование для экспериментов `Гера` (ФРГ), `Делфи` (ЦЕРН) и другие изделия.
В реализации проекта `Атлас` участвуют 34 страны, 1850 физиков (из них 170 - из России) и множество промышленных предприятий. В Колпинском районе, помимо `Ижорских заводов`, в проекте `Атлас` задействован НИИЭФА имени Д. В. Ефремова.
Что же конкретно изготовлено ижорцами для `Атласа`? Рамы фундамента, опоры, рельсы и другие металлоконструкции. Звучит скромно, однако заказ оказался очень сложным. К качеству изделий предъявляли высокие требования. Металл для них используют нержавеющий, немагнитный и невосприимчивый к наведенной радиации, а конструкции из него делали с предельной точностью, не допускающей ни малейших прогибов. К примеру, по всей девятиметровой длине каждого рельса допускалось отклонение не более 0,2 мм. Рельсы имеют ширину около 80 см: магнит будет двигаться по ним на воздушной подушке.
Ижорцы успешно справились с заданием: все 425 тонн металлоконструкций для `Атласа` приняты заказчиком.
|