Печально, но факт. За последние годы мы привыкли к тому, что заемные средства используются субъектами для латания бюджетных прорех. Казалось, иного и быть не может: надо же `подогнать` доходы к расходам, сбалансировать обе части финансового плана по итогам года. Но недавно правительство Ленобласти пошло по другому пути. Решение о размещении со второй половины декабря 800-миллионного облигационного займа связано, прежде всего, с привлечением ресурсов для реализации стратегических программ
В частности, 300 млн руб. предполагается направить на развитие газификации. Напомню, что заем двухлетней давности дал резкий толчок этому проекту, который кое-кто из скептиков считал на тот день чуть ли не утопией. Теперь, с учетом позитивного опыта, вновь используется облигационный финансовый ресурс прорыва на локальном направлении.
Впрочем, понятие локальности тут весьма относительно. Речь идет не просто об установке труб и переводе котельных на газ. Голубое топливо оптимизирует экономику территорий области, снижает общие расходы на топливно-энергетические ресурсы. Улучшаются быт городов и поселков, условия жизни людей. Словом, вложения в газификацию, так же, впрочем, как и в программу капвложений в строительство, неизбежно со временем вернутся в областную казну с дивидендами.
На это делают ставку, судя по всему, губернатор Ленобласти Валерий Сердюков и возглавляемое им правительство. Между тем прогнозируемый на будущий год дефицит областного бюджета достигнет, как известно, 1,8 млрд руб. Значительный рост превышения расходной части над доходной произошел, не в последнюю очередь, благодаря манипулированию центром межбюджетными финансовыми потоками в свою пользу и перекладыванию издержек налоговой реформы в основном на субъекты и их территории.
В такой ситуации Ленобласть вправе рассчитывать на активную финансовую поддержку из федерального бюджета. В Москве много и интенсивно занимался этой проблемой заместитель председателя комитета финансов правительства Ленобласти Сергей Барсуков. Вел переговоры в высоких столичных кабинетах вице-губернатор Александр Яковлев. Подключались сенаторы и депутаты Госдумы от Ленобласти. Но эта осада пока конкретных результатов не принесла.
Таким образом, следует признать: проводить заложенный в бюджет будущего года активный социальный курс области будет непросто. Следует иметь в виду, что расходы на нужды социальной сферы предстоит увеличить фактически на 40% по сравнению с прошлым годом, а на здравоохранение и того больше: 43%, или более 2 млрд руб.
Ожидаются сложности и иного порядка. В частности, областное Законодательное собрание выступило за предварительное согласование с ним транзита переправляемых через областной бюджет федеральных целевых средств. Тем самым по существу тормозится быстрое использование поступлений на реализацию федеральных законов и программ, в том числе социального характера.
До сих пор обе ветви власти были согласны с тем, что поскольку целевые средства центра на иные нужды все равно не направишь, главное - скорее включить их в работу. Как следствие, получая эти деньги, комитет финансов тут же переадресовывал их бюджетополучателям, а потом согласовывал соответствующие бюджетные поправки с ЗС. На будущий год оперативность транзита может сильно пострадать, что окажется болезненным как для муниципальных бюджетов, так и для финансируемых центром проектов, объектов, категорий населения.
Определенную настороженность вызывает и стремление законодателей во всех случаях самим распоряжаться выделенными на их расходы средствами в размере более 140 млн руб. Во-первых, обращает на себя внимание то, что объем этих средств за год подрос в процентном отношении примерно так же, как и у социальной сферы. Не уверен, однако, что речь идет о задачах адекватной важности. Во-вторых, судя по всему, тяга к самостоятельности подразумевает желание ЗС проводить достаточно крупные тендеры вне зоны участия исполнительной власти.
Боюсь, за этим кроется стремление водрузить на себя некие хозяйственно-распорядительные функции, что законодательной ветви в целом несвойственно. Тогда становятся понятными и поправки депутатов, отражающие их стремление усилить влияние на распределение средств резервного фонда правительства Ленобласти. Зачем иначе вносить в бюджетный документ дополнение о том, что депутаты могут обращаться с предложениями в правительство и к губернатору о выделении из этого фонда сумм, если подобная практика в действительности и так существовала?
Приведенные примеры - свидетельство тому, что на бюджетном `поле` исполнительная и законодательная власти еще не провели `межу`, четко разграничивающую их полномочия. Оптимизм, правда, вселяет тот факт, что, по общему мнению, работа над областным бюджетом-2004 велась как никогда коллективно.
Конструктивную работу правительства над главным финансовым документом отметили даже постоянные оппоненты исполнительной власти. В свою очередь, вице-губернатор Александр Яковлев, выступая на одном из бюджетных чтений, отметил вклад в формирование бюджета `творчески возмужавшего депутатского корпуса и обоюдную пользу от взаимодействия сторон`.
Смысл сказанного прозрачен. Не время, когда область стоит на пороге нового бюджетного года, заниматься политическими распрями и выяснять, какая ветвь власти `главнее`. Надо исполнять то, что обещано населению области бюджетом будущего года.
|