Порядок применения новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве был рассмотрен на однодневном семинаре, который на прошлой неделе проведен Санкт-Петербургским региональным центром по ценообразованию для специалистов строительного комплекса. Особую актуальность теме семинара придавал тот факт, что новая сметно-нормативная база введена с 1 сентября 2003 года и у специалистов накопилось немало практических вопросов по определению сметной стоимости строительства, составлению сметной документации по новой базе.
Открыл семинар Павел Горячкин, руководитель Санкт-Петербургского регионального центра по ценообразованию в строительстве и Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию. Он подчеркнул, что сметно-нормативная база динамично развивается вместе с развитием технологий в строительстве, появлением новых механизмов и материалов, изменением законодательства, ростом цен.
Полезным для участников семинара стало проведение `круглого стола`, на заседании которого они получили ответы на интересующие их вопросы из первых уст.
О значении семинара для специалистов, задачах Петербургского регионального центра по ценообразованию в строительстве рассказал руководитель центра Павел Горячкин
- Павел Владимирович, насколько быстро меняется сметно-нормативная документация в строительстве? Не мешают ли эти изменения работе специалистов-практиков строительных организаций?
- Сметное дело практически всегда находится в динамике, подходы к определению стоимости строительства меняются столь же быстро, как и само законодательство. Кроме того, за последние годы произошли значительные изменения в работе строительного комплекса, в экономических отношениях между участниками инвестиционно-строительного процесса. Наконец, появляются новые технологии производства работ, другие машины и механизмы, применяются новые материалы. Естественно, меняется и подход к определению стоимости, разрабатывают новые нормы, расценки.
Относительно трудностей специалистов-практиков полагаю, что, конечно, каждому хотелось бы работать по раз и навсегда утвержденным схемам. Но мы живем в других экономических условиях, развиваются промышленность и строительный комплекс, меняются цены, поэтому, я считаю, что хуже было бы, если подходы к сметному делу оставались прежними и нормативная база отставала бы от этих процессов.
- На семинаре рассматривался порядок применения новой сметно-нормативной базы от 2001 года, которая вошла в законную силу с 1 сентября 2003 года. Как проходило ее внедрение в практику работы строителей?
- Долгое, я бы даже сказал слишком долгое, время строительный комплекс работал по давно устаревшим нормативам - от 1984 года, которые были разработаны во времена административно-командной системы и отражали условия производства и экономические реалии того времени. Процесс разработки новой сметно-нормативной базы идет с 1998 года, и до настоящего времени он не завершен, база постоянно дополняется и обновляется.
Однако основная часть документации подготовлена и выпущена в 2001 году. Поэтому можно сказать, что строительный комплекс Петербурга работает по новой базе уже третий год. Но только с 1 сентября 2003 года старая база формально утратила силу, и теперь все расчеты идут на основе новой документации. Люфт во времени был взят, чтобы строительные организации могли познакомиться с новыми нормативами, привыкнуть к их применению.
- Какой была конкретная цель семинара? Трудно представить, чтобы специалисты за один день все освоили и больше у них не будет проблем?
- Такого не бывает никогда. Семинар носил практический, информационный характер. Главные специалисты из Петербурга и Москвы по ценообразованию в строительстве рассказали о том, что сделано, какие появились новые документы, методики, как на практике ими пользоваться, обратили внимание на особенности применения новых нормативных смет. Определили, какие задачи в сметном деле будут решаться в 2004 году.
Каждый участник семинара получил много практических материалов, пакет документов, в который входят `Изменения и дополнения 2003 года к нормативной базе`, новый `Сборник цен на проектные работы`, примеры составления схем, вспомогательные таблицы определения накладных расходов, сметной прибыли, определения тарифов на оплату труда... Это все новые практические материалы, которые только появились.
- А сколько в Петербурге строительных организаций?
- Лицензии на строительную деятельность имеет свыше десяти тысяч организаций. Естественно, что реально работает гораздо меньше. Скажу так, 80% строительных работ в городе выполняет около 300 организаций. Остальные 20% закрывает около трех тысяч небольших фирм.
- Какие задачи для специалистов этих организаций Региональный центр уже решил?
- Решена главная задача: основная часть базы проектно-сметной документации разработана, и строительные компании уже практически перешли на работу по новой базе.
Задача на будущее - подкреплять нормативную базу показателями стоимости ресурсов, индексами, так как рост цен идет постоянно, инфляция существует, от этого факта не уйдешь.
- Пользуясь случаем, хочу задать вопрос: как работается вашей организации и всему строительному комплексу при новой администрации города?
- Пока выводы делать рано, правда, нам в чем-то легче, поскольку Александр Вахмистров остался вице-губернатором и продолжает курировать строительный комплекс. Мы продолжаем активно сотрудничать с Комитетом по строительству, Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли городской администрации.
Впрочем, некоторая тревога у строителей города появилась. Намечаются очень серьезные изменения в системе распределения пятен под застройку, и с некоторыми положениями профессионалам трудно согласиться. Например, вопрос уплотнительной застройки. Естественно, что жители всегда против, когда у их дома затевается стройка, но решение должно оставаться за профессионалами. Сегодня же вопрос переводится в общественно-политическую плоскость. Но не нужно забывать, что без строительства город не может развиваться, а в спальных районах Петербурга плотность застройки довольно низкая.
Другая тенденция, которая сегодня начинает прослеживаться в сфере строительства, - сужение инвестиционно-строительного рынка в том плане, что инициатива переходит к крупным компаниям. При увеличении отчислений на инфраструктуру, изменении порядка платежей небольшие компании, которые строили дом-два, не смогут справиться с начальным инвестированием: ведь чтобы начать строительство, надо выложить минимум миллион-два. Поэтому у меня складывается впечатление, что жилищным строительством в городе будут заниматься теперь в основном крупные компании.
|