Бухгалтерский и налоговый учет строительных организаций, безусловно, имеет целый ряд особенностей. Они и явились темой семинара, который прошел 4 декабря в Петербурге по инициативе Петроградского союза предпринимателей. Мы попросили прокомментировать некоторые аспекты бухгалтерского учета строительно-монтажных организаций генерального директора аудиторской фирмы `Консалт`, вице-президента аудиторской палаты Петербурга Татьяну Ермилову
- Татьяна Владимировна, какие новые требования к бухгалтерскому учету строительных организаций появились в последнее время, с чем, по вашему мнению, необходимо ознакомить бухгалтеров?
- Говорить о новых требованиях не совсем правомочно. Законодательство, касающееся налогового и бухгалтерского учета строительных организаций, не претерпевало никаких изменений за последние несколько лет. Другое дело, как эти законы выполняются самими строителями и каков контроль за правильностью их исполнения.
Краеугольным камнем проблемы является так называемый договор долевого участия. И хотя в Гражданском кодексе о таком договоре не упоминается, он имеет право на существование. Заключать его могут либо юридические лица, либо индивидуальные предприниматели.
Физические лица права заключать договор долевого участия не имеют, что нарушается сплошь и рядом при строительстве жилья. Отсюда - целый ряд правовых, бухгалтерских и налоговых проблем.
- В чем же заключаются в данном случае налоговые проблемы?
- Один из основных налогов - налог на прибыль. Чтобы его не переплачивать, бухгалтер должен доказать налоговым службам, что полученные инвестиции использовались для выполнения конкретных работ на конкретном объекте. Таким образом, если строительная организация ведет работы на нескольких объектах, то по каждому из них должны вести отдельный баланс и открыть расчетный счет.
- А если фирма закупает крупную партию строительных материалов сразу для нескольких объектов, строящихся в рамках договора совместной деятельности (долевого участия в строительстве)?
- Для подтверждения целевого характера использования инвестиций желательно оплату производить с каждого счета, открытого для ведения совместной деятельности, и материалы получать по накладным, выписанным на каждый объект строительства.
- Татьяна Владимировна, не кажется ли вам, что такое значительное увеличение документации еще больше усложнит и без того сложную бухгалтерскую работу?
- Это только на первый взгляд. На самом деле выполнение этих требований упорядочит бухгалтерские операции, внесет четкость в налоговые отчеты и в конечном счете упростит работу бухгалтера.
Вообще в бухгалтерии нет мелочей. И все существующие на сегодня нарушения - до поры до времени. Созданная недавно Межрайонная налоговая инспекция намерена обратить самое серьезное внимание на недостатки учета в строительстве.
- Перечислите, пожалуйста, основные нарушения и недостатки.
- Начало всего - договор. К сожалению, пока очень мало по-настоящему грамотных договоров. В договорах простого товарищества по осуществлению долевого участия в строительстве организации не отражают размеры и порядок формирования вкладов, использования имущества, приобретенного в ходе совместной деятельности, какая из сторон ведет бухгалтерский учет, порядок распределения экономии, образовавшейся по окончании строительства. В договорах строительного подряда часто не указывают момент перехода права собственности на выполненные работы - по этапам, `под ключ`, после фактической оплаты. А от этого зависит момент формирования выручки и сроки уплаты налогов.
Весьма распространена практика, когда строительная организация привлекает для выполнения определенных работ субподрядчиков, выступая в этом случае в качестве генерального подрядчика. Но при этом забывает или не знает, что в таком случае ей необходимо иметь лицензию на выполнение функций генерального подрядчика.
Забывают в строительных организациях и о необходимости постановки на налоговый учет в ИМНС по месту нахождения объектов строительства, где работы ведутся более одного месяца.
Много недостатков в учете незавершенного строительства, материалов (в том числе давальческих), составлении смет, актов выполненных работ. Отдельная проблема - использование работников из ближнего зарубежья без разрешения Управления по делам миграции.
- Можно ли из всего сказанного сделать вывод, что налоговые службы серьезно намерены искоренять недостатки учета в строительных организациях?
- Безусловно! Особенно если будут обращать внимание на учет фактического объема выполненных работ вплоть до проведения экспертизы. На самом деле речь не идет о том, чтобы отобрать у строителей честно заработанные средства. При правильном ведении бухгалтерского и налогового учета и хорошем финансовом менеджменте налоговое бремя на строительные организации не увеличится. А вот неточности, небрежность и нарушения законодательства повлекут за собой убытки в виде штрафных санкций и внесут сложности и путаницу в работу самих бухгалтеров. Так стоит ли? Как говорилось в одной рекламе: заплати налоги и спи спокойно. А заплатить их грамотно - значит, не в убыток себе.
|