Рынок платных стоматологических услуг развивается. Однако во всех платных клиниках оказывают действительно качественные услуги, есть и рвачи. С другой стороны, руководство многих из них обеспокоено непорядочной конкуренцией со стороны новоявленных стомалогов-`коммерсантов`. Контролировать этот процесс может только государство, используя свои административные ресурсы. Но часто этой ситуацией пользуются чиновники, желающие заработать на проблемах развивающегося рынка. Вот как оценивают эту ситуацию специалисты
Борис Мороз,
главный стоматолог Петербурга:
- C точки зрения качества услуг нет разделения на государственные и коммерческие учреждения. Все зависит от врачей. Государственную стоматологию, на мой взгляд, контролируют больше, нежели частную. Например, все материалы для госструктур закупают через тендер, и можно с уверенностью сказать, что они сертифицированы.
А коммерческие клиники, не все конечно, но многие, работают, нарушая нормативы: без кассового аппарата, используют рентгеновское оборудование без соответствующей подготовки персонала, привлекают врачей, которых не декларируют официально, а следовательно, не платят налоги.
Другие же частные клиники не только оказывают качественные стоматологические услуги, но и занимаются профессиональной подготовкой врачей, а также организуют на своей образовательной базе семинары для повышения квалификации стоматологов. Они приглашают зарубежных специалистов, которые делятся опытом работы с новыми материалами на современном оборудовании, что, несомненно, повышает уровень стоматологического обслуживания населения. Все серьезные частные и государственные стоматологические клиники заинтересованы в честном рынке, на котором нет места для недобросовестных фирм.
Антон Коновалов,
главный врач сети клиник `Валаам`
- Я не считаю, что рост числа коммерческих клиник ведет к снижению качества услуг. Наоборот, при возрастающей конкуренции отстающие подтягиваются к продвинутым. У частников больше ответственности за свою работу. Они заинтересованы в развитии, которое невозможно при плохом качестве услуг.
На мой взгляд, государственные структуры еще долго не смогут составить адекватную конкуренцию частным клиникам в части сервиса и современных технологий. Хотя ситуация постепенно нивелируется.
С точки зрения цен государственные клиники идут на демпинг по отношению к частникам, по моему мнению, за счет левых услуг. Я думаю, что администрациям поликлиник приходится на многое закрывать глаза, чтобы их сотрудники, получающие маленькие зарплаты, просто не разбежались.
Частникам же приходится платить за все, и проверяют нас гораздо жестче. Например, наша фирма истратила только на строительство рентгеновского кабинета, отвечающего современным требованиям, более $10 тыс., в то время как некоторые госучреждения могут позволить себе держать рентгеновское оборудование в кабинетах с почти картонными стенами.
Необходимо, чтобы в состав контролирующих рынок органов входило больше представителей частной стоматологии. Это даст возможность более объективно оценивать деятельность государственных и коммерческих клиник.
Элла Бодякина,
главный врач городской поликлиники
N 30 Калининского района:
- Я считаю, что рынок стоматологических услуг в городе уже насыщен. Если пациент заботится о своем здоровье, то он ходит к врачу, которому доверяет. Каждая приличная клиника держится на хороших врачах, независимо от того, частная она или государственная. Если такой врач переходит из одной клиники в другую, за ним тянутся его пациенты.
В нашей поликлинике оказывают платные стоматологические услуги. Это разрешено делать в рабочее время при обязательном условии выполнения госзаказа - иначе нам просто не выжить. За нами закреплено около 215 тысяч жителей района, которых мы должны обслуживать за счет ОМС из расчета 4 рубля в месяц на человека. Таких денег недостаточно, чтобы нормально выполнить госзаказ, а уж тем более на них нельзя закупить новое оборудование, освоить новые технологии и, наконец, просто сделать ремонт помещений. Все делается за счет платных услуг.
На мой взгляд, пациенты государственных поликлиник имеют больше шансов добиться правды в случае некачественного лечения. Если солидная коммерческая клиника вдруг оказала некачественные услуги, пациент все же будет защищен. Но если человек пришел в частный кабинет, он ни от чего не застрахован.
Сергей Кинович,
главный врач частной клиники
`Унидент`:
- Условия существования коммерческих и государственных стоматологических клиник нельзя назвать равными. Каждый врач обязан проходить переподготовку раз в 5 лет в МАПО или в Медицинском университете. Теоретическая база этих учебных заведений достаточно высока, но практические навыки современной стоматологии в них получить невозможно. Поэтому врачи вынуждены обращаться к передовым западным технологиям, что стоит немалых денег.
За подтверждение каждой категории стоматологической специальности одного врача в наших учебных заведениях коммерческая клиника платит 8 тыс. руб. - сертификация специалиста может обойтись в 17 тыс. руб. Процедура аккредитации нашей клиники стоила около 20 тыс. руб. Государственная клиника за подобное не платит ничего, либо не более 50% от общей суммы за некоторые категории специализации.
Частная клиника, пытающаяся работать по низким ценам, через полгода закрывается, если ее не купила более крупная компания. Сегодня в городе всего 10-15 клиник, которые можно считать успешными по финансовым показателям и качеству услуг. Остальные выживают в условиях жесткой конкуренции, созданной в том числе и госструктурами. |