Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Революция в отдельно взятой стране - ЭиВ N 47 (484)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Революция в отдельно взятой стране
No. 47 (484) 08.12.2003
Ольга АРХАНГЕЛЬСКАЯ
Можно по-разному относиться к приходу на российский рынок той или иной иностранной компании, особенно когда она способна ощутимо повлиять на что-то исконно наше, до боли родное. Так уж исторически сложилось: великие реформы Петра I оставили такую память поколений уже на генном уровне, что до сих пор заставляют реагировать нас на все иноземное скорее сердцем, чем умом. Вот и сегодня уверенное распространение в России крупного мирового торгового монстра с крепкими шведскими корнями вызывает у многих противоречивые эмоции



Приглашение компании IKEA приехать в Швецию, чтобы поближе познакомиться с ее работой, было для петербургских журналистов такой же неожиданностью, как и объявление о заложенной бомбе в самолете рейса SK 732, вылетающего по маршруту Стокгольм - Санкт-Петербург. К счастью, тревога оказалась ложной. Вернувшись домой, каждый из нас с той беспристрастностью и объективностью, на которые только способен, постарался дать ответ на вопрос `Что же такое IKEA?`.



It`s my way

`Мы всегда выбираем путь не тот, по которому идут все`, - часто любят повторять работники IKEA. Этот принцип был заложен в основу компании одним человеком - Ингваром Кампрадом, который придумал ее сам и создал своими руками в 1943 году. Сейчас ему уже 77 лет, и как говорят те, кто хорошо с ним знаком, он по-прежнему находится в постоянном поиске чего-то неординарного для своего детища, что помогало бы ему жить вечно.

Сегодня у IKEA Group 165 магазинов по продаже мебели и предметов интерьера в 22 странах мира, объединенных одной головной компанией. Помимо этого в 14 странах работает 21 магазин, которыми управляют частные франчайзеры. Самый большой в мире магазин IKEA площадью 55,2 тыс. кв. метров находится в Стокгольме, в районе Кунгенс Курва.

В истории становления и развития этой шведской компании, как, впрочем, и многих подобных ей, были и взлеты, и падения. Вообще к любым потрясениям в IKEA относятся с той долей сдержанности, на какую способны только нордические шведы. Был ли это бойкот в 1950-е годы, который объявило Ингвару Кампраду шведское бизнес-сообщество в ответ на его усиленное демпингование на рынке. Тогда IKEA еще не имела ни своих магазинов, ни собственного дизайна, и первым дизайнером мебели от IKEA стал сам основатель компании. Был ли это кризис 1980-х, когда Восточная Европа отвернулась от IKEA и Кампраду пришлось шагнуть на рынок США, хотя он очень этого не хотел.

Знакомство с Россией произошло в 1960-х годах, когда компания начала закупать в СССР маленькими партиями различные товары. Дела шли вяло. Однако постепенно закупки становились массовыми, и в начале 1990-х в двух городах - Москве и Петербурге появились первые закупочные офисы IKEA. Тогда Ингвар Кампрад, увидев в России большой потенциал для развития своего бизнеса, поставил цель во что бы то ни стало ее завоевать. Воистину решение, достойное великого бизнесмена!

Но Россия для компании оказалась крепким орешком. По признанию самого Ингвара Кампрада, капиталовложения в Россию в начале 1990-х годов едва ли не самый яркий пример его фиаско. Строительство современного производства с лесопилкой на участке в 100 тыс. га лесных угодий в Сибири закончилось для IKEA потерями в $15 млн. Тяжело решалась и судьба проекта в Химках: в 1997 году был заложен камень в фундамент будущего магазина, однако открыли его только в 2000-м.

В день открытия первого магазина IKEA в России пришли 40 тысяч человек (рекордное количество). Вместе с ними IKEA вошла в дом миллионов россиян в виде то книжного стеллажа, то светильника или милой кухонной безделушки. Сегодня магазинов в столице уже два, вот-вот откроется IKEA и в Петербурге. В амбициозных планах компании - открытие третьего магазина IKEA в Москве, затем - в Казани. А ведь есть еще и стратегические...



Славный BILLY

`Мы стараемся быть простыми и понятными для всех` - это закон, по которому живет IKEA. Ему следуют во всем: и при создании изделий, и в организации работы компании в целом. Особенно сильно мы это ощутили, побывав в Эльмхульте на родине IKEA (там находится ее первый магазин) и пообщавшись с людьми, занимающимися разработкой дизайна и расширением ассортимента, созданием каталога, работающими в дистрибьюторском центре и тестовой лаборатории компании.

Кажется странным, что довольно примитивный (а если сказать мягче - лаконичный) шведский дизайн стал востребованным в России. Это у нас-то, впитавших в себя столько разных культур, с явно азиатскими наклонностями во вкусах! Казалось, никак не должно быть понятно размашистой русской душе скромное обаяние деревянного столика TORE или белоснежного книжного стеллажа BILLY. Кстати, эти и еще несколько других вещиц не исчезают из ассортимента IKEA несколько десятилетий. Постоянство - еще один шведский принцип.

Он оказался очень близок Германии, которая обеспечивает 20% прибыли компании. На втором месте по этому показателю - Великобритания, Швеция лишь на пятом. Самый большой объем закупок IKEA обеспечивает Китай (18%), затем Польша (12%), Швеция (9%), Россия пока далеко (не больше 3%).

Менеджеры компании с удовлетворением заявляют, что за период с 1997-го по 2003 год IKEA инвестировала в Россию уже $2 млрд, добавляя при этом, что окупить эти вложения и рассчитаться с кредиторами компания сможет только лет через 10-15.

Шведы признаются, что работать в России очень трудно. Объемы прибыли зависят от внешних факторов. В 2003 году продажи увеличились лишь на 3%. Это неудовлетворительный результат для IKEA.

Подсчитано, что сегодня ежегодный оборот двух московских магазинов составляет $200 млн. Его в основном делают на мелочевке: кухонной утвари, текстиле, светильниках. Мебели IKEA, несмотря на ее удобство и функциональность, россияне уделяют пока мало внимания. Надо признать: несмотря на то что компания пропагандирует идею доступных по цене товаров, хорошие вещи здесь стоят дорого.

Но кое-что может нам вполне подойти. Есть интересные решения для маленьких помещений. В московских магазинах можно увидеть уже смоделированные интерьеры для квартир площадью и 42 кв. метра, и 36 кв. метров, и еще меньше. Таких специальных предложений вы не встретите в магазинах IKEA в Европе. Это российская специфика, которую компания досконально изучает, впитывает, переваривает и - выдает идею. Потому как всему миру давно известно: есть идея - есть IKEA! Идеи - главное богатство этой компании.

А на вершине всей этой огромной системы крупными буквами начертана великая миссия, выраженная фразой `Мы хотим изменить к лучшему повседневную жизнь людей`. Ее, как знамя победы, IKEA несет во все страны, с ней пришла и в Россию.

И, надо сказать, удачно вписалась в российскую действительность, заняв нишу между дешевой постсоветской и элитной западной мебелью.



Проспали!

`Нас не интересует то, чем занимаются другие` - еще один жизненный принцип семьи IKEA. А вот российских мебельщиков приход IKEA на наш рынок очень взволновал: они увидели в ней серьезного конкурента. Основания для этого есть. Многие не могут простить компании, которая в тяжелом для России 1999 году нашла способ договориться с властями и добилась заметного снижения ввозных пошлин. Кроме того, сегодня IKEA имеет статус стратегического инвестора, который предусматривает льготы при прохождении таможни и налогообложении.

Удар по позициям шведской компании решила нанести летом прошлого года Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, представив в Правительство РФ предложение об увеличении специфической составляющей пошлины на импортную мебель с 0,6 евро до 0,8 евро за 1 кг. Однако обсуждение этого вопроса неоднократно откладывалось по просьбе самой IKEA. Тем не менее российские мебельщики ждут поддержки правительства, в противном случае, по их мнению, в ближайшие несколько лет большая часть российских мебельных предприятий будет закрыта.

Вместе с тем от этих мер однозначно пострадает потребитель. По мнению специалистов, импорт в Россию мебели экономичного класса прекратится, а мебель среднего уровня подорожает на 20-30%.

В IKEA к разговорам о том, что она является угрозой для российских производителей, относятся спокойно, заявляя, что рынок большой и места на нем хватит всем. Леннарт Дальгрен - генеральный директор `IKEA Россия` в ответ на обвинения, что компания желает стать монополистом на российском мебельном рынке, как-то сказал: `Если бы ваша мебельная промышленность была умной, то каждый второй предмет мебели был бы изготовлен в России. Но она спит за возведенным ею же забором`.

Возможно, к этим словам стоит прислушаться, а не искать виновного в своих неудачах, следуя древней русской традиции, и клеймить его на чем свет стоит. Ведь известно: чтобы победить соперника, надо хорошо его изучить, научиться просчитывать наперед его шаги. Секрет же успеха IKEA довольно прост: она всегда предлагает то, что нравится людям.



Другие материалы рубрики
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
28.04.08Оборот малых предприятий вырос
28.04.08Новые горизонты продуктовой олигополии
28.04.08Задач у СПП много, и все - первоочередные
14.04.08Леса должны `работать` более эффективно
14.04.08`Степан Разин` открыл музей пива
14.04.08Новгородцы попадают в сети
14.04.08Деньги `ползают` под ногами
Виноградных улиток из Псковской области будут поставлять к столу европейцев
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru