Пресловутое пожелание `Чтоб ты жил в эпоху перемен` все чаще можно услышать из уст наших соотечественников. Причем у нас оно может иметь совершенно другое значение. Разумеется, лишь в том случае, если перемены давно назрели, но по тем или иным причинам так и не произошли
`Перемен требуют наши сердца`, - заявили недавно на очередной забастовке водители петербургского АО `Третий парк`, когда руководство предприятия увеличило им план выручки.
Перемен жаждут и руководители транспортных компаний, причем независимо от размера и формы собственности их предприятий. Разница лишь в том, что коммерческие перевозчики хотят передела маршрутной сети, а государственные вдобавок к этому - увеличения бюджетного финансирования.
К ним присоединяются и представители лицензирующих, сертифицирующих, контролирующих и прочих органов, которым для наведения порядка в сфере пассажирских перевозок необходима усовершенствованная законодательная база. Короче говоря, перемены назрели. Вопрос в том, готова ли к ним новая власть?
Пока официальных заявлений на эту тему крайне мало. Губернатор Петербурга обещает транспортникам поддержку, вице-губернатор Олег Виролайнен заявляет о снятии трамваев из центра города, а в недрах Комитета по транспорту зреет концепция революционных преобразований в области городского пассажирского транспорта. В ней речь идет о наземном транспорте как государственном, так и коммерческом. Первыми в эпоху перемен вступят ГУПы. `Горэлектротранс` и `Пассажиравтотранс` объединят в единое госпредприятие. По какой именно схеме, каков будет экономический эффект - пока неизвестно. Компания `БалтАудитЭксперт`, несколько лет сотрудничающая с транспортниками, по заказу обоих ГУПов как раз и займется выяснением этих вопросов.
В Москве объединенное автобусно-трамвайно-троллейбусное предприятие существует уже сорок лет. На его примере видны сильные стороны такой компании. Это и отсутствие внутрифирменной конкуренции, когда на маршруты одного вида транспорта не накладываются маршруты другого, и гибкость, оперативность управления, что особенно ценно во время аварийных ситуаций, и отсутствие параллельных структур, и многое другое.
В Петербурге предполагается радикально пересмотреть существующую маршрутную сеть и разработать иной план проведения конкурсов на маршруты. Лоты будут формировать по региональному принципу. Это означает, что на конкурс будут выставлять целый куст маршрутов (поначалу, вероятно, автобусных), которые привязаны к определенной станции метро.
Компания, выигравшая тендер, получит право привлекать на свои маршруты других перевозчиков (нечто вроде субподряда), однако ответственность за соблюдение тендерных условий будет нести победитель. Такой подход, безусловно, приведет к укрупнению предприятий, работающих на рынке пассажирских перевозок.
Возможно, это не так уж и плохо. Сегодня в Петербурге только официально существует 58 частных компаний. Сколько занимается транспортным бизнесом полулегально, точно неизвестно. Ни одно должностное лицо, которому положено владеть этой информацией, ею не делится, вероятно, не желая признаваться в отсутствии у себя реальных возможностей изменить ситуацию.
Когда будет реализовано все запланированное, каков будет экономический эффект, сколько денег понадобится на реформу, пока неясно. Впрочем, сейчас требовать от недавно назначенных чиновников (хотя, признаюсь, хочется) четко назначенных дат и просчитанных цифр затеваемой транспортной революции действительно рано.
Да это и не самое главное. Ведь сколько раз уже называли сроки, прекрасно оформляли проекты `транспортных замков`, а проблемы как были, так и остались по сей день. Те же самые. Главное, господа, чтоб мы жили в эпоху реальных перемен.
|