Современное высшее экономическое образование предполагает открытость, а его дальнейшее развитие связано с повышением качественного содержания и обеспечения связи с реальной экономической жизнью. Качество подготовки специалистов во многом определяется использованием в учебном процессе новых технологий и методик обучения
Необходимо вооружать будущих экономистов прогрессивными знаниями и методиками, учить их видеть глобальную проблему, вычленить зерно, принять грамотное решение и провести его в жизнь, оперируя современными инструментами. Именно такой подход к подготовке специалистов характеризует Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (ИНЖЭКОН).
Преподаватели высшей школы, стараясь не пропустить, не потерять талант, используют различные технологии обучения - с этой целью в СПбГИЭУ проводится международная студенческая олимпиада `Предпринимательство и менеджмент`.
Олимпиада - одна из форм выявления уровней развития творческой инициативы студентов. Она способствует совершенствованию полученных знаний, развитию творческого подхода к решению задач, кейсов, самостоятельному поиску информации во время проведения деловой игры.
В конце ноября завершила свою работу XIV Международная студенческая олимпиада `Предпринимательство и менеджмент`, в которой приняли участие 160 студентов из 11 стран мира: Белоруссии, Бельгии, Германии, Испании, Кыргызстана, Литвы, Нидерландов, Польши, Финляндии, Франции и России.
Будущее российской экономической науки было представлено 39 вузами, география которых весьма разнообразна: от Белгорода, Пскова, Воронежа, Москвы до Красноярска и Тюмени. В олимпиаде участвовали студенты 10 петербургских высших учебных заведений.
Значительное число и широкий возрастной диапазон участников прошедшей олимпиады, безусловно, свидетельствуют о ее высоком уровне и огромном интересе, который она вызывает у студентов и преподавателей разных стран и регионов.
Руководитель проекта МСО, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита, д. э. н., профессор Наталия Каморджанова рассказала:
- На олимпиаде было бы представлено гораздо больше вузов, - утверждает , - если бы не финансовые трудности, которые не позволили многим студентам приехать на олимпиаду.
Наша олимпиада - живой организм, она постоянно развивается. Так, в этом году она проводится по пяти секциям (в прошлый год секций было три): `Производственный менеджмент`, `Региональная экономика`, `Предпринимательство, учет и финансы`, `Менеджмент организации` и `Менеджмент туризма`.
Олимпиада проводится в три этапа. На первом этапе участники демонстрируют прочность и глубину профессиональных знаний, проходя тестирование. Секция `Производственный менеджмент` провела компьютерное тестирование. Несмотря на то что компьютерное тестирование имеет свою специфику, уже на этом этапе конкурсанты имеют возможность проявить свои аналитические способности.
Задания построены таким образом, что, наряду с конкретными, есть так называемые открытые вопросы, требующие развернутого ответа.
Второй этап проходил в форме деловой игры. Главная его задача - научить ребят общаться, отстаивать свою точку зрения и рационально воспринимать чужую. Объективные процессы таковы, что экономика России идет по пути интеграции в мировую экономику, поэтому наши студенты должны быть специалистами международного уровня.
Одним из методологических инструментов в таком обучении стала деловая игра. Кстати, ИНЖЭКОН является родиной деловой игры как формы обучения. Именно в стенах вуза Марией Бирштейн была проведена в 1932 году первая деловая игра, ставшая одним из самых популярных видов профессионального тренинга.
Поскольку олимпиада международная, то язык общения - английский. Это создает дополнительные трудности для наших конкурсантов. Но к трудностям им не привыкать. Ведь для того чтобы попасть на МСО, ребятам пришлось доказывать это право в своих вузах в упорной борьбе. И мы без должной скромности можем утверждать, что на нашей олимпиаде представлен цвет российской экономической школы.
Самое трудное испытание ожидает победителей первых двух туров. В сжатые сроки они должны подготовить презентацию докладов, изложить свою точку зрения и суметь ее отстоять перед компетентным жюри. Не хочется утомлять читателей перечнем титулов и званий, но, поверьте, статус олимпиады таков, что ведущие профессора университета считают работу в жюри своей почетной обязанностью.
Среди множества критериев оценки научного доклада выделим: новизну мыслей и подходов, уровень аргументации, характер подачи материала, его структурированность, технический уровень презентации. В третьем туре участвуют призеры всех пяти секций. А абсолютные победители - это особый разговор, особая гордость.
Победителями XIV Международной студенческой олимпиады `Предпринимательство и менеджмент` стали Бугайчук Анна - 1-е место (факультет производственного менеджмента); Ильин Александр - 2-е место (факультет предпринимательства и финансов) и Громков Олег - 3-е место (факультет туризма и гостиничного хозяйства). Очень приятно, что все трое - студенты ИНЖЭКОНа.
Кроме экономических состязаний олимпиада предусматривала насыщенную культурную программу. Участники имели возможность полюбоваться городом на Неве, осмотреть культурные и исторические достопримечательности, а главное - вволю пообщаться в неформальной обстановке со своими сверстниками и коллегами. Опыт проведения олимпиад последних лет позволяет выявить положительные тенденции: последовательный рост числа участников, расширение географии регионов, заметный интерес иностранных коллег. Мы уверены: у наших олимпиад - большое будущее!
|