В Законодательном собрании Петербурга обсуждается законопроект о дополнительных льготах по уплате земельного налога. Фактически это поправки к старому городскому акту, который был принят 21.03.2001 и предусматривал, что лица, награжденные медалью `За оборону Ленинграда` и знаком `Жителю блокадного Ленинграда`, освобождаются от налога за земельные участки на территории Петербурга в пределах суммы, находящейся в распоряжении местной казны
Авторы проекта, председатель комитета ЗС по законодательству Игорь Михайлов и заместитель председателя бюджетно-финансового комитета Геннадий Озеров, а также депутаты Олег Корякин, Игорь Риммер и Андрей Черных, разработали документ, согласно которому вводятся дополнительные скидки по земельному налогу. Они должны быть распространены на всех физических лиц - владельцев земли, предоставленной им по решению органов власти для индивидуального жилищного строительства.
Льготы рассматривают в двух временных ракурсах: за предыдущие пять лет и предстоящий год. С 1 января 1999-го по 31 декабря 2003-го они определены в размере, равном разнице между суммой земельного налога, исчисленного до включения объектов, которые находятся на участках и завершены строительством, в состав индивидуального жилфонда, и величиной налога, рассчитанного в тот же период за участки, уже занятые жилищным фондом. С 1 января по 31 декабря 2004-го - в размере той части сбора, что равна 90% от его суммы, исчисленной за `нарезки`, площадь коих не превышает 1000 квадратных метров.
Берут по-крупному
Новая версия закона нацелена на урегулирование весьма напряженной и спорной ситуации, связанной с тем, что граждане все чаще не платят налог за земельные участки, `подаренные` им для индивидуального строительства. Как отметил руководитель аппаратной службы комитета по законодательству ЗС Андрей Ошурков, люди жалуются в органы власти и суды на невозможность платить сбор, исходя из полной ставки, которую фискальные ведомства начали устанавливать с 1 января 1999 года до включения расположенной на этих `наделах` недвижимости в состав жилищного фонда.
Между тем статья 8 Закона РФ `О плате за землю` декларирует, что налог за участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, кооперативным, индивидуальным) в границах городской либо поселковой черты, взимается с данных площадей в размере 3% от соответствующих ставок в городах или поселках городского типа.
До 1999 года налоговики `брали дань` с физических лиц за землю, предоставленную им для индивидуального жилищного строительства, по пониженной норме - именно в пределах 3% от ставки. Однако с 1 января 1999-го налоговые органы потребовали вносить сбор полностью, доказывая, что граждане должны (до включения их недвижимости в состав жилфонда) уплачивать деньги без скидок. Затем появились два противоречащих друг другу письма МНС РФ. В одном (от 27.04.2001 N ВТ-6-04/351) содержалось требование неукоснительно исполнять указ о выплатах в размере налоговой ставки. Второе (от 23.04.2002 N НА-6-21/525) возвратило прежние порядки.
Казалось бы, всегда доминирует последнее по времени распоряжение. Не тут-то было! Все районные налоговые инспекции в Петербурге продолжают пользоваться первым циркуляром и взимать налог по `целесообразной`, стопроцентной, ставке. А сам руководитель управления МНС по Петербургу
Анатолий Сердюков, отвечая городским депутатам, уточнил, что в нынешней ситуации суммы земельного налога, которые граждане не внесли за участки под жилую застройку, являются недоимкой. Более того, эта задолженность достигла на 1 января 2003 года 28,767 млн руб. Поди разберись тут, существуют у нас правовые стандарты или нет!
Парламент заложил фундамент
Впрочем, для решения вопроса на берегах Невы создан прецедент. Учитывая схожую обстановку в Московской области, Госдума направила запрос (N 3028-Ш ГД от 18.09.2002) на имя премьер-министра Михаила Касьянова с просьбой разъяснить позицию российского правительства по данной проблеме.
В официальном ответе, подписанном вице-премьером Алексеем Кудриным (N 5872п-П13 от 14.10.2002), сообщалось, что с 2003 года - в соответствии со ст. 10 Закона `О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ` - предусмотрено поступление налога за городские и поселковые земли в региональные и местные бюджеты. Поэтому представительные органы субъектов РФ и муниципалитеты вправе издавать нормативные документы, `наделяющие` скидками по земельному налогу - вплоть до полного освобождения от него.
Вскоре после этого обмена любезностями, 13 ноября 2002 года, Московская областная дума утвердила `бумагу`, разрешающую физическим лицам получать налоговые льготы при уплате сбора за наделы под индивидуальное строительство.
`Когда ж дойдут до сердца речи...`
Аналогичную позицию занял и Верховный суд России, признавший в феврале сего года нелегитимными действия налоговой инспекции по Курортному району Петербурга из-за начисления и взыскания земельного налога с 1 января 1999-го в размере 100% от ставки. Уважаемое ведомство указало нижестоящим судебным инстанциям на ошибочность их выводов о том, что величина ставки должна зависеть от наличия либо отсутствия на участке жилого дома.
Решено: часть 5 статьи 8 Закона РФ `О плате за землю` вводит льготу в 3% от налоговой ставки, исходя из целевого назначения участка, что не связывает право на землю со сроками постройки дома и регистрацией его в качестве жилого фонда.
Кроме того, судебные вердикты в пользу истцов обусловлены теперь особым определением Верховного суда РФ от 13.02.2003 N 78-Впр 03-3 `О признании незаконными действий ИМНС по начислению и взысканию земельного налога в размере 100% от установленной ставки`. Но пока, увы, налоговые органы северной столицы упорно взимают сбор по своей схеме.
Однако и решения Верховного суда начинают положительно влиять на общий хозяйственный климат. По словам депутата ЗС И. Михайлова, десятки граждан, недовольных суммами взносов, пеней и недоимок, обращаются в суд и выигрывают дела. Такие случаи отмечены, например, в Колпине и Пушкине.
А сотрудник Мариинского дворца Аркадий Музыченко, активно участвовавший в подготовке законопроекта, констатировал: порядок возврата переплаченных сумм зафиксирован в статьях 78 и 79 Налогового кодекса РФ. Плюс к тому: ст. 21 и 32 НК провозглашают, что налогоплательщики могут требовать компенсации, а фискальные структуры обязаны возвращать или зачитывать излишне уплаченные либо излишне взысканные `поборы`.
|