Условия выдачи пластиковых карт у российских банков сегодня практически ничем не отличаются. Критериев выбора для клиентов поэтому не так много. Одними из главных являются удобство обслуживания и дополнительные функциональные возможности. Карточки становятся не только средством расчетов, но и атрибутом имиджа и благосостояния
На начальном этапе развития пластикового бизнеса в стране изобретались локальные платежные системы. Такие карточки для внутреннего пользования выпускали Балтийский банк (`Балтика`), Промышленно-строительный банк (IСB), Сбербанк (`Сберкарт`), банк `Возрождение` (`Московия`).
Со временем локальные стали вытеснять международные, потому что при одних и тех же затратах они предоставляли больший спектр услуг. Так, ПСБ (СПб) закрыл свой проект ICB-карт. А Балтийский банк `Балтику` трансформировал в международную.
Большинство банков Москвы и Петербурга работает преимущественно с международными платежными системами, в том числе и с такими, как American Express и Diners Club. По этим картам начисляются зарплаты, пенсии и пособия. Они же используются в поездках за рубеж.
В мире самой популярной и демократичной признана платежная система VISA. Она располагает наибольшим количеством банкоматов и терминалов, расположенных в разных странах мира.
Платежная система Diners Club и American Express предоставляет VIP-клиентам широкий набор сервисных услуг. Таким же набором обладает и платиновая карта системы VISA. В Петербурге ее эмитируют несколько крупных банков.
В Сибирском регионе, несмотря на рекламные акции международных платежных систем, пользуется популярностью национальная платежная система `Золотая корона`. Она хорошо адаптирована к экономическим условиям страны. Кроме того, в системе заложена новейшая чип-технология. Карточки позволяют управлять счетом через Интернет.
Как пишет местная пресса, по карточкам `Золотой короны` наблюдается настоящий бум. Представители системы выдвигают идею: возвести ее в ранг национальной. Опрошенные банкиры Петербурга довольно скептически относятся к данному предложению.
По словам главного специалиста управления по работе с платежными системами Балтийского банка Павла Милькина, внедрение `Золотой короны` в существующую инфраструктуру потребует много вложений, в то время как банки уже инвестировали в развитие международных платежных систем миллионы долларов.
Массовое распространение пластиковой карточки получили благодаря зарплатным проектам банков. Для этих целей используются дешевые и доступные карты VISA Electron и Cirrus-Maestro. Но они относятся к дебетовым и, как показывает российская практика, в основном применяются для снятия наличных в банкоматах, хотя эксперты отмечают тенденцию роста доли трансакций в торговых точках.
В мире, кроме дебетовых, не менее массовые - кредитные карточки. У нас их выпускают отдельные банки, но в небольшом количестве.
В Москве активно работают в этом направлении иностранные банки. К примеру, Ситибанк открывает возобновляемые кредитные линии до востребования, доступные круглосуточно. В планах банка - предложение таких карт для разных групп населения. Петербургский Балтийский банк разрабатывает сейчас проект по массовой эмиссии кредитных карт.
По словам директора департамента эквайринга и целевых проектов Евгения Тена, ее реализация начнется в 2004 году. Карты будут выпущены на базе международных в рублях, долларах и евро. Для их оформления клиенту потребуется представить справку о доходах с места работы. В `МДМ-Банке Санкт-Петербург` на вопрос, почему не эмитируются кредитные карты, ответили, что не уверены в платежеспособности потенциальных владельцев.
Пластиковые карточки становятся все более `умными`. По ним можно не только делать покупки, снимать наличные, но и оплачивать услуги мобильной связи, вносить квартплату и осуществлять другие платежи. В некоторых случаях такие операции можно делать через Интернет. СДМ-Банк выпустил совместно с крупнейшей брокерской компанией России карточки, которые позволяют совершать платежи по операциям на фондовом рынке.
Некоторые банки вносят элемент новизны в дизайн пластика. Так, Промсвязьбанк совместно с платежной системой Europay эмитирует карточки, где помещается любое фото по выбору клиента. Это может быть даже любимое животное. Такое оформление в России предлагают пока три банка.
Безналичные расчеты в торговых точках сегодня - слабое звено в пластиковом бизнесе. До сих пор не решен вопрос отмены 5%-го налога с продаж по этим трансакциям. Вместе с тем в других странах для магазинов, работающих с пластиковыми картами, установлены налоговые льготы.
Конкуренция в торговых сетях заставляет банки снижать тарифы. К примеру, в `МДМ-Банк Санкт-Петербург` он составляет 2,5% (минимальный). Ниже планку опускать нельзя, так как это будет нерентабельно, сообщила специалист отдела пластиковых карт Любовь Беляева. Эксперты отмечают освоение банками магазинов `второго эшелона`. По мнению Л. Беляевой, сдерживающим фактором охвата небольших торговых организаций является то, что высокие расходы по эквайрингу (в первую очередь из-за мошенничества) там не окупаются.
Новое направление в эквайринге - выпуск ко-брэндовых карт. К примеру, в Москве Росбанк планирует выпустить такие карты, которые могут стать своеобразным каналом для других банковских продуктов - овердрафтного кредитования, потребительского, ипотеки. В рамках этого проекта банк намерен заключить соглашение с 6-7 торговыми сетями и с 3-4 - более мелкими. Банк уже заключил договор с фирмой `Партия` по эмиссии ко-брэндовых карт.
К 2006 году, по данным экспертов представительства платежной системы Europey в России, количество пластиковых карт увеличится в пять раз, а прирост объемов составит 400%. Возможен перевод потребительских кредитов на пластиковые карты.
Сегодня в России на 100 человек приходится семь карт, в Европе - 40. На 1 ноября этого года, по данным ЦБ РФ, эмитирован 21 млн карт.
|