Компания `Каприкорн-Интернешнл` провела `круглый стол`, участники которого обсудили перспективы развития в Петербурге непродовольственных магазинов формата Cash&Carry. Главные вопросы, интересовавшие организаторов и участников, таковы: почему в петербургские магазины Cash&Carry пока не торопятся за покупками владельцы розничных магазинов, и почему основными их клиентами остаются физические лица?
Цены - неоптовые
Компании, намеревающиеся реализовать в Петербурге общепринятые европейские принципы работы сетей Cash&Carry, обычно не могут это сделать. Дело в том, что на петербургском, как, впрочем, и на российском рынке вообще они сталкиваются с серьезной проблемой - недостатком крупных покупателей. Во всем мире число частных покупателей в магазинах системы Cash&Carry не превышает 30%, в то время как у нас покупателей - частных лиц большинство.
Проблема эта комплексная. Принцип `заплати и иди` подразумевает прозрачную систему отчетности покупателя и продавца (все понимают, насколько это у нас сложно, а точнее - невозможно). Кроме того, уровень цен в классических C&C нельзя назвать приемлемым для крупной неларечной розницы, которая предпочитает использовать отлаженные прямые контакты с поставщиками и оптовиками. Поэтому именные карты Cash&Carry и распространяют столь активно среди менеджеров и руководителей различных неторговых компаний.
Канцтовары
тоже хотят
В непродовольственном формате на петербургском рынке Cash&Carry появился новый игрок - компания `Каприкорн-Интернешнл`, открывшая в сентябре магазин `Дело`. Организаторы считают, что уровень цен позволит магазину конкурировать по большинству заявленных позиций с лидерами петербургского рынка - такими грандами торговли офисными товарами, как `Комус` и `Форум`, уже имеющими подобные торговые сети.
`К сожалению, формат Cash&Carry давно дискредитировал себя в глазах широкого российского потребителя из-за неуклюжих попыток отдельных компаний его реализовать, - считает руководитель проекта `Дело` Антон Ионов. - В обществе сформировался устойчивый стереотип: Cash&Carry - это супермаркеты, товары в которых не по карману обычным покупателям, тем более розничным торговцам. Наш магазин - еще одна попытка создания Cash&Carry, адаптированная к нынешнему состоянию петербургского рынка. Изучая опыт наиболее успешных компаний формата Cash&Carry в нашем сегменте, мы решили создать некий микс, отвечающий главным требованиям покупателей`.
Прежде всего - это максимальный ассортимент и минимальные цены. Организаторы проекта заявили, что готовы к небольшому увеличению срока окупаемости магазина в обмен на его концептуальную состоятельность как магазина для обеспечения розничных торговых сетей и офисов, а также предприятий общественного питания и сферы бытовых услуг.
`Лично мне больше по душе название `магазин-склад`, оно наиболее точно и понятно для нашего потребителя отражает принцип работы`, - говорит А. Ионов.
Каковы инвестиции, таковы и цены
Наметившийся кризис в сфере непродовольственного ритейла связан, по мнению А. Ионова, с высоким уровнем цен, обусловленным неоправданно высокими начальными вложениями.
`Я думаю, что группа узко направленных торговых точек типа `магазин-склад` жизнеспособнее громоздкой и в конечном итоге дорогой сети Cash&Carry, - считает А. Ионов. - Кроме того, магазин-склад создает альтернативу другим формам торговли - таким, как развозка по компаниям под заказ и работа по каталогу. Эти системы, безусловно, имеют ряд преимуществ, но они никогда не будут полностью удовлетворять потребности профессиональных покупателей`.
Магазину `Дело` придется конкурировать с уже имеющимися торговыми сетями. `Комус` и `Светоч` - самые крупные сети магазинов канцтоваров в городе. У этих сетей много общего, но есть между ними и принципиальные различия. Сеть магазинов `Светоч`, организованная одноименной бумажной фабрикой, - старейшая в городе: в 2003 году она отмечает свое 10-летие. Сегодня в нее входит 8 магазинов. Сеть использует традиционную форму торговли - через прилавок. По мнению Анны Проскуриной, менеджера сети по оборудованию, эта форма `Светочу` больше подходит. Как правило, все магазины разделены на 3 отдела, в каждом из которых свой продавец.
Свободный доступ, по словам А. Проскуриной, в магазинах канцелярских товаров тоже приемлем, но в залах `Светоча` из-за их ограниченной площади и большого покупательского потока он привел бы к очередям и столпотворению.
Сеть `Комус` пришла в Петербург из Москвы 7 лет назад и успела открыть 4 магазина. Во всех точках этой сети практикуется система открытого доступа к товарам. По мнению ее руководства, эта форма максимально удобна для покупателей, так как позволяет им быстро осмотреть товар со всех сторон, а ручки, фломастеры и карандаши - попробовать на цвет.
Перечень постоянных отделов, которые существуют во всех магазинах сети, достаточно широк: бумажно-деловые принадлежности, хозяйственные товары, канцелярия, бумажно-гигиеническая продукция, оргтехника и расходные материалы к ней и, наконец, офисная мебель.
Такой широкий ассортимент не случаен: `Комус` позиционируется не просто как поставщик канцтоваров, а как сеть магазинов для офиса.
`При оценке магазина `Дело` не до конца понятно, на какую категорию клиентов он рассчитан, - говорит директор петербургского филиала компании `Комус` Сергей Румянцев. - Безусловно, это мелкие оптовики и корпоративные клиенты из близлежащих кварталов. Но последних, для которых важен имидж поставщика, магазин-склад `Дело` удивит экономичностью вложений, а также отсутствием в ассортименте многих известных торговых марок. Мелкого розничного покупателя, кажется, там не ждут с распростертыми объятиями, так как приготовили ему при входе традиционный прилавок, но с ценами, существенно превышающими те, что указаны на ценниках в основном зале. Наш прогноз - магазинов `Дело` будет не более двух в Петербурге`.
Очевидно, что петербургский рынок со временем расставит все на свои места. И произойдет это, по мнению специалистов, в ближайшие 3-4 года.
|