"Сохранение экологии при развитии массового морского туризма` и `Координация общей информационной системы по малым портам в регионе Балтийского моря` - таковы были основные темы совместного рабочего семинара в Ростоке (Германия), на который в конце октября собралось более 50 участников европейского проекта SuPortNet II по программе INTERREG III B из Германии, Швеции, Дании, Норвегии, а также сателлитных проектов SuPortNet II по программам Phare и TACIS из Польши, Латвии, Литвы, Эстонии и России
О популярности яхтенно-катерного туризма красноречиво говорят хотя бы такие цифры: в Норвегии сегодня насчитывается 746 яхтенных портов, в Германии - 750, в Швеции - более 470. Если в Финляндии, например, плавсредство имеется у каждого одиннадцатого жителя страны, то в Швеции им владеет каждый пятый.
Фактически сегодня для среднестатистического европейца (и, прежде всего, проживающего в регионе Балтийского моря) яхта становится таким же привычным средством для путешествий и отдыха, как недавно был автомобиль. И хотя катера, лодки и яхты можно назвать экологически безопасными средствами передвижения, развитие морского туризма, идущее в последние годы ускоренными темпами, способно нанести урон окружающей среде: строительство порта, хозяйственная деятельность, наплыв большого количества туристов в природные заповедники - все это `загрязняющие факторы`, они могут нарушить экосистему прибрежной зоны.
И уже сегодня у муниципалитетов многих европейских городов, заинтересованных в притоке туристов и развитии коммерции, возникают большие трудности при строительстве и эксплуатации марин. Современная тенденция, которая ясно прослеживается, например, в работе норвежских и шведских участников проекта, - не противостояние, а сотрудничество местных органов управления с природоохранными ведомствами при территориальном проектировании малых портов, регулирование их деятельности, распространение природоохранной информации и технологии.
Эти меры также способствуют появлению яхтенных портов с самым современным оснащением и услугами, в частности беспроводным Интернетом в зоне порта. Эта технология широко распространяется в Швеции и дает возможность путешественникам получить максимум информации о порте прибытия, например, о состоянии погоды в следующем пункте своего путешествия.
Создание общей информационной системы партнеров было также предметом обсуждения на семинаре в Ростоке. Свое видение того, как объединить в одно целое вэб-страницы различных марин на едином Интернет-портале, представили немецкие и норвежские участники проекта. Речь идет, прежде всего, о стандартизации визуальных средств, единой классификации услуг - ведь проект SuPortNet, поддержанный Европейским союзом через программу INTERREG, объединяет около двух тысяч яхтенных портов по всей Европе.
Помимо иформации о состоянии дел у европейских партнеров, на семинаре также говорилось о проектах в странах, собирающихся вступить в Европейский союз, -Польше, Литве, Латвии и Эстонии, а также о реализации проекта в России, которая представлена городами Ленинградской области Кингисепп, Ивангород, Сланцы. По словам членов российской делегации, они впервые столкнулись с таким объемом информации по тематике международного яхтенного туризма и масштабностью проводимой работы в этом направлении в регионе Балтийского моря.
Российские участники проекта на семинаре в Ростоке рассказали о текущих мероприятиях по своему проекту, в том числе и о начале исследования состояния и перспективах создания яхтенных портов на островах российской части Финского залива. Его проводит петербургский ЛенморНИИпроект. Предполагается, что в конце ноября в Сланцах пройдет рабочий семинар по итогам проектного исследования, в котором примет участие широкий круг заинтересованных лиц.
|