Президент ОАО `Российские железные дороги` (РЖД) Геннадий Фадеев, выступая на пресс-конференциях и на недавнем заседании Госсовета РФ по транспортной политике, уточнил политику отечественных стальных магистралей в отношении российских регионов. О региональном аспекте взаимодействия железнодорожников с грузовладельцами и другими участниками процесса транспортировок говорили также на прошедшей в Петербурге конференции `Транспортная инфраструктура России`, организованной Институтом Адама Смита
Структурные преобразования на российских стальных магистралях вызывают тревогу как у клиентов ОАО `РЖД`, так и у независимых перевозчиков. Вот почему Г. Фадеев сейчас старается подробно разъяснить дальнейшую политику корпорации.
Основные задачи - удовлетворение растущих требований экономики и общества в перевозках, повышение макроэкономической эффективности железнодорожного транспорта, снижение транспортной нагрузки на экономику и стимулирование экономического роста. При этом важнейшим инструментом реализации этой политики становятся взаимоотношения с регионами. Одна из моделей партнерства предложена на Северо-Западе РФ, когда инвестиции в железнодорожную инфраструктуру корреспондируют с реальными грузопотоками.
Соответствующее соглашение заключено на уровне СЗФО и Министерства путей сообщения России. Причем оно было подписано в то время замминистра, а ныне - министром путей сообщения России Вадимом Морозовым.
В дальнейшем роль регионального фактора будет возрастать. Особенно по мере развития инициативы частных компаний, в распоряжении которых уже сейчас находится более 200 тыс. грузовых вагонов - примерно треть нынешнего парка ОАО `РЖД`. В целом они выполняют до 21% грузоперевозок. Особенно велика их доля в доставках нефтепродуктов, минудобрений и автомобилей.
Г. Фадеев ожидает углубление сотрудничества с независимыми перевозчиками и реализацию совместных инвестиционных проектов. Железнодорожные реформы, считает глава ОАО `РЖД`, стимулируют банки, инвестиционные и финансовые корпорации к участию в программах технического перевооружения железных дорог и предприятий отрасли.
Транспортные компании Германии, Польши, Финляндии и Ирана ищут сотрудничества с ОАО `РЖД`. А инвестиционная программа компании на 2004 год составит в целом 135 млрд руб., что на 25 млрд руб. больше, чем в 2003-м. Приоритетным направлением в ней станет развитие международных транспортных коридоров, проложенных по территории РФ.
В частности, солидные средства направляют на обустройство подъездных путей к морским портам, на повышение безопасности грузоперевозок, закупку и модернизацию подвижного состава. Ожидаемый экономический эффект в 2004 году составит около 18 млрд руб. А до 2010 года общий объем инвестиций достигнет 1,4 трлн руб.
Стало известно, что отношения ОАО `РЖД` с филиалами будут строиться на основе бюджетного финансирования. Это означает, что вся хозяйственная деятельность филиалов должна планироваться по системе бюджетных показателей: продажи услуг, объемов производства, закупки материалов и оборудования, эксплуатационных затрат, инвестиций.
Бюджет компании будет консолидированным. Текущие доходы от перевозок станут распределять между филиалами (дорогами) через казначейство в зависимости от объемов и качества работы, доходы от реализации других работ и услуг дороги могут использовать сами (после вычета налоговых платежей).
В ОАО `РЖД` стремятся ввести мотивационное финансирование, учитывающее вклад каждой дороги в корпоративный финансовый результат.
Еще одна особенность: ОАО `РЖД` - единое юридическое лицо. Каждый руководитель филиала действует на основе генеральной доверенности с правом передоверия части своих функций главам подразделений. Таким образом, для выстраивания взаимоотношений между филиалами не требуется заключать хозяйственных договоров.
Аналогичные отношения складываются между дорогами и заводами, выпускающими железнодорожную технику. А процедуры регламентируют `Единые регламенты хозяйственных взаимоотношений`. Согласовывают только особые условия операций (сроки поставки, комплектность). За невыполнение регламентов и согласованных условий виновная сторона будет нести экономическую ответственность.
Таким образом, в ближайшей перспективе сохранится прежняя система деления на сеть дорог. В дальнейшем теоретически эти филиалы в ОАО `РЖД` могут тасовать по своему усмотрению. Их работу будут упорядочивать в зависимости от грузопотоков по стратегическим железнодорожным маршрутам. При этом планируют укреплять взаимодействие дорог с федеральными округами.
Однако приведения структуры ОАО `РЖД` в соответствие с системой округов не предусматривается. Основная часть работы по оптимизации железнодорожного хозяйства проведена перед акционированием. Поэтому в обозримом будущем в компании, заверил Г. Фадеев, лишних звеньев не будет: дороги не могут быть `нарезаны` в пределах округов, поскольку железнодорожный транспорт экстерриториален. Он обслуживает определенные грузопассажирские `полигоны`, которые не совпадают с административными границами.
Для упорядочения партнерства с округами намечена реструктуризация управления железными дорогами с созданием единых диспетчерских региональных центров.
|