Сейчас уже очевидно, что транспортная политика Петербурга будет откорректирована. Однако в правительстве города грядут перемены. И пока неясно, кто и чем будет управлять в Смольном
По одной из версий, на ведущую роль в транспортной сфере претендует новый глава Комитета по транспорту. Раньше в этом комитете занимались в основном регулированием пассажирских перевозок. Теперь хотят управлять и остальными видами транспортировок.
Новый глава Комитета по транспорту Александр Дацюк - специалист в сфере автотранспорта (ранее возглавлял ГУП `Пассажиравтотранс`), он стал известен в городе прежде всего как эксперт по проблемам реформирования ГУПов и организации системы частного извоза по городским маршрутам. В этой сфере А. Дацюку забот будет предостаточно.
Однако для осуществления комплексной госполитики на транспорте могут понадобиться иные качества. Поэтому на роль регулировщика способны претендовать и в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли. Там есть специалисты по грузоперевозкам и транспортной логистике. Благодаря им в Петербурге успешно осуществили заметные транспортные проекты и сумели продвинуть на федеральном уровне ряд законодательных инициатив.
Правда, этому комитету предстоит реорганизация. В связи с этими преобразованиями у Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли появятся иные задачи. Тогда для гармонизации политики в сфере пространственного планирования кресло главного транспортника Петербурга способен занять вице-губернатор Александр Вахмистров.
В подобных сдвигах есть своя логика, если вспомнить о нынешних и предстоящих объемах транспортного строительства: кольцевая автодорога вокруг Петербурга, комплекс защитных сооружений города от наводнений...
Сегодня Петербургскому транспортному узлу в первую очередь требуется специалист, способный увязать в одно целое развитие мегаполиса и его дорожной инфраструктуры, уточнить землеотвод под нее в перспективе. Главное сейчас - выправить те инфраструктурные перекосы, которые образовались в городе на Неве.
Прежде чиновники много говорили о пространственном планировании, но делали в этом плане явно мало, о чем свидетельствует, в частности, отсутствие сбалансированного Генплана развития Петербурга (старый рожден в середине 1980-х). Транспортный комплекс Петербурга сегодня нуждается в иных решениях.
Ранее существовала скрытая конфронтация между федеральным центром и городскими властями. В результате в Москве были склонны принижать значение Петербургского транспортного узла для экономики всей страны. Это заставляло местные власти стремиться всячески доказать, что есть солидный потенциал роста транспортной составляющей. Поэтому поддерживались все проекты, которые позволяли наращивать объемы грузоперевалок.
С приходом Валентины Матвиенко на пост губернатора противостояние между городскими властями и федеральными структурами устранено. После рокировок в Правительстве РФ ряд ключевых постов занят чиновниками, адекватно оценивающими Петербургский транспортный узел, значение которого будет возрастать пропорционально развитию российской экономики. И если следовать прежней логике в транспортной политике, мегаполис просто задохнется в грузопотоках, которые объективно тяготеют к нему.
Настала пора уточнить прежние ориентиры с учетом изменившейся системы координат. Эффективность транспортного сектора Петербурга теперь следует оценивать не по валу (в тоннах), а по степени удовлетворения спроса на услуги, по динамике поступлений в госбюджет от грузоперевалки и создания дополнительных рабочих мест. Причем не только в секторе собственно перевозок, но и в сфере логистики и складирования товаров, упаковки грузов, сборки готовых изделий из комплектующих...
Транзит и экспортно-импортные грузопотоки в первую очередь должны стимулировать развитие транспортно-промышленных зон, из которых постепенно за счет качественно нового уровня сервиса и внедрения высоких технологий будут вытесняться экологически вредные грузы.
Подобная идеология способствовала бы гармонизации городской транспортной политики с региональной. Последняя уже заметно интегрирована с федеральными программами. Причем этот процесс шел в период, когда В. Матвиенко возглавляла полпредство Президента РФ в СЗФО. Поэтому общие ориентиры для Петербурга ясны.
Напомним, что в 2003 году между полномочным представительством Президента РФ в СЗФО и Минтрансом РФ в Петербурге подписан меморандум `О совместных действиях по координации формирования и реализации государственной транспортной политики в СЗФО`. В нем уточнялись мероприятия, необходимые для реализации государственной транспортной политики России и Северо-Запада, для усиления координации по сбалансированному развитию инфраструктуры грузо- и пассажироперевозок и по созданию в регионе единого транспортного пространства. Раньше аналогичный документ был подписан с МПС.
В этой долговременной стратегии развития транспортного комплекса в СЗФО до 2015 года, которая должна в первую очередь стимулировать инновационную и инвестиционную активность в нем, следовало бы уточнить место Петербургского транспортного узла.
Предстоит длительный переход от административно-диспетчерских методов взаимодействия участников транспортного рынка к взаимной финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств друг перед другом. Это сейчас особенно актуально, если учесть, что Россия стремится укрепить свои позиции в сфере транзитных грузоперевозок из стран Азии в Европу, а также форсирует обустройство инфраструктуры международнных транспортных коридоров, звенья которых проходят по территории РФ.
Решение подобных задач потребует комплексных решений. Поэтому в пространственное планирование Петербурга следовало бы гармоничнее вписать основные контуры развития городской транспортной инфраструктуры.
|