Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Кодекс корпоративного поведения стоит чтить, как и Уголовный - ЭиВ N 44 (481)
ФИНАНСЫ. УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
Кодекс корпоративного поведения стоит чтить, как и Уголовный
No. 44 (481) 17.11.2003
Владимир ХОЗИКОВ
Увы, о том, что такое `корпоративное управление`, знают меньше половины руководителей российских компаний. Большинство воспринимают это понятие буквально, как `руководство фирмой`, хотя на самом деле суть этого понятия иная. Между тем в современной мировой экономике качество корпоративного управления превратилось в один из важнейших факторов стабильности предприятий, считающийся не менее важным, чем текущие экономические показатели. О проблемах, с которыми сталкиваются при внедрении современных методов корпоративного управления в России, рассказывает директор Центра деловой этики и корпоративного управления Алла ВИННИК



- Действительно, в российских компаниях еще достаточно плохо понимают, что такое корпоративное управление, зачем оно нужно, и нужно ли вообще. Многие считают, что это лишь мода, которая со временем пройдет и бесследно исчезнет.

Основа современного понятия `корпоративное управление` была заложена в США в 1920-е годы Альфредом Слоуном, президентом компании Дженерал Моторс. Корпоративное управление как система возникло в связи с разделением функций владения (акционеры) и управления (наемные менеджеры). В 1990-е годы понимание важности принципов хорошего управления для развития экономики привело ряд стран к разработке Кодексов корпоративного управления, следование которым должно повысить инвестиционную привлекательность компаний.

В России термин `корпоративное управление` стал упоминаться около 10 лет назад. Но если спросить наших бизнесменов, что такое корпоративное управление, большинство скажут, что это наука о руководстве компанией или корпорацией.

На самом деле это связано с буквальным переводом с английского языка, в результате которого произошло определенное искажение смысла. Corporate governance, как это звучит в оригинале, на самом деле означает систему взаимодействия акционеров и менеджмента компании. Хорошее корпоративное управление означает соблюдение интересов всех акционеров - собственников компании и повышение ее прибылей.

Сейчас в России принято считать, что вопросы корпоративного управления интересны только для открытых акционерных обществ, акции которых обращаются на фондовом рынке. На самом деле стандарты хорошего корпоративного управления могут сильно повысить стоимость любой компании.

- То есть корпоративное управление ведется в соответствии с определенными стандартами, по которым его качество можно оценивать?

- Совершенно верно. И для этого во всем цивилизованном мире созданы документы - кодексы корпоративного поведения или управления. Как правило, они основываются на базовых принципах ведения бизнеса, принятых Организацией экономического сотрудничества и развития в 1999 году.

Российский Кодекс корпоративного поведения был издан в апреле 2002 года ФКЦБ при помощи Европейского банка реконструкции и развития. Документ имеет рекомендательный характер и включает в себя основные процедуры и правила, которые должны соблюдаться на рынке, если компания хочет следовать практике корпоративного управления.

Конечно, рекомендательный характер кодекса - это и его недостаток, и его достоинство. С одной стороны - недостаток, ибо в нашей стране, как известно, и то, что надо делать обязательно, выполняют не всегда. С другой стороны - это дает возможность более гибкого подхода, учета специфики деятельности для российских компаний. Мне в последние месяцы пришлось столкнуться с тем, что во многих компаниях члены советов директоров не только никогда не читали этого кодекса, даже и не слышали о нем. Возможно, он таким компаниям и не нужен.

Мне пришлось столкнуться с любопытной оценкой, высказанной одним из экспертов по корпоративному управлению. Он сказал, и я с ним согласна, что кодекс - это документ, принесенный к нам из

постиндустриального общества, при том что мы еще не вышли из индустриального, то есть можно сказать, что этот документ - из будущего.

Тем не менее появился ряд компаний, которые понимают необходимость соблюдения рекомендаций кодекса, причем по сути.

- Есть какие-либо перспективы, что данный кодекс будет возведен в ранг закона?

- В принципе перспективы есть, хотя я не уверена, что это необходимо. Мне кажется, это должно скорее стать этическим стандартом ведения бизнеса. Сейчас ФКЦБ предусматривает на законодательном уровне необходимость отчета компаний-эмитентов о соблюдении этого кодекса. И отчет о соблюдении или несоблюдении компанией рекомендаций кодекса - уже полезная очень информация.

- А ФКЦБ вправе принимать какие-либо санкции в отношении тех, кто кодекса не соблюдает?

- Нет. Просто фирмы обязаны написать, соблюдают ли они положения кодекса или нет, причем если ответ отрицательный, то объяснить, почему.

Для определенного круга бизнесменов, инвесторов, прежде всего западных, это становится определенного рода сигналом. Если компания указывает, что следует кодексу, то это автоматически добавляет плюс в ее актив. И наоборот.

Можно сказать с уверенностью, что число западных инвесторов, желающих делать бизнес в России, будет расти. И это должно повлиять на судьбу корпоративного управления в стране. Пока вопросами улучшения корпоративного управления в России озабочены преимущественно западные инвесторы.

Сейчас, например, мы работаем над двумя проектами, которые финансируются западными фондами. Первый - `Совершенствование отчетности в корпоративном управлении` финансирует американское Агентство по международному развитию, второй - `Оценка образовательных потребностей в улучшении деловой этики и корпоративного управления` - финансируется фондом `Евразия`.

В рамках этих проектов мы проводим оценку состояния корпоративного управления на российских предприятиях и оценку образовательных потребностей в сфере корпоративного управления. В частности, сейчас составляем пилотную группу из двадцати пяти компаний, преимущественно открытых акционерных обществ: они проходят анкетирование, по результатам которого мы готовим для них программу тренингов по наиболее важным для них темам.

Представители двадцати компаний, уже заполнившие анкеты, подтвердили свою заинтересованность в обучении.

- Какова география этих компаний?

- Пока только Петербург и одна фирма из Ленинградской области. Впрочем, информация размещена в Интернете, и наша территория - весь Северо-Западный регион, так что мы рассчитываем вовлечь в проект хотя бы по две-три фирмы из каждого субъекта Федерации на этой территории. И чтобы отобрать двадцать пять компаний, еще придется собрать 40-50 анкет, дабы вовлечь в проект именно те компании, которые серьезно заинтересованы в обучении корпоративному управлению. В рамках проекта это, кстати, проводится бесплатно.

Мы уже заключили соглашение с региональным отделением ФКЦБ о совместной деятельности по пропаганде практики корпоративного управления и проведении семинаров по этой теме.

- И идти они будут на основании Кодекса корпоративного поведения?

- Да. Но следует учесть, что тренинги, которые мы собираемся проводить, будут иметь практическую направленность. Каждая компания имеет свои конкретные проблемы, и мы хотели бы оказать каждой из них помощь в решении этих вопросов с точки зрения корпоративного управления.

- Насколько я понял, единого международного кодекса корпоративного управления нет, у каждой страны он собственный?!

- Это так. Более того, в разных странах существуют свои системы корпоративного управления. В настоящее время принято говорить, что есть три базовые системы: англо-американская, германская и японская. Российский кодекс ближе всего к англо-американской.

- Каковы различия между этими системами?

- В основу всех трех положены принципы Организации экономического сотрудничества и развития, о которых я уже говорила выше. Различия связаны, прежде всего, с особенностями экономических систем. В США, например, привлечение инвестиций идет в основном через фондовый рынок, в Германии - через банки. Все это не может не учитываться в системах корпоративного управления. И сейчас идет дискуссия, стоит ли России следовать одной из существующих систем или надо создавать свою собственную.

- То есть вполне возможно, что наряду с уже созданным Кодексом корпоративного поведения появятся и еще какие-то документы?

- Все может быть. Но глобальных, принципиальных изменений случиться не должно - базовые принципы неизменны. И наша задача в любом случае одна: помочь российским бизнесменам понять, что соблюдение правил корпоративного поведения - это залог успешного выхода на американский и европейский фондовые рынки.

- На какой период рассчитаны ваши проекты?

- Один должен закончиться в июне 2004 года, второй - в феврале 2005-го.

- Надеетесь ли вы на успех?

- По предварительной оценке результатов анкетирования ни одна из компаний не заявила, что ей не надо ничему учиться, напротив, большинство опрошенных высказали заинтересованность. Только 3 компании из 25, которым предложили заполнить анкету, отказались принять участие в проекте.

- Оба ваших проекта, просветительские по сути, финансируют западные организации. Рассчитываете ли вы, что в обозримом будущем развитие корпоративного управления в России будет идти на российские деньги?

- Одна из задач таких организаций, как наша, - создать почву для того, чтобы подобные проекты финансировал местный капитал. Конечно, надо понимать, что зарубежные организации финансируют эти проекты, чтобы сделать наш рынок более понятным и удобным для работы своих инвесторов.

- И вы уже видите те наши компании, которые могли бы поддержать ваши проекты?

- Таких компаний очень мало, и в ближайшие полгода-год мы не рассчитываем на них. Это ведь не только вопрос денег, это и проблема позиции менеджмента и смены поколений руководителей. Сейчас у руля большинства крупных АО стоят руководители советского склада, в возрасте за пятьдесят, изменить психологию которых сложно. Перемены произойдут, когда на ключевые позиции выйдет следующее поколение. Это будут другие люди, более открытые, получившие другое образование и с опытом работы в условиях рынка.

- Но ведь уже есть, в том числе и на Северо-Западе РФ, крупные компании, которыми руководят молодые люди, например `Северсталь` и Ленэнерго. Они участвуют в ваших проектах?

- С `Северсталью` у нас был неплохой контакт, более того, `Северсталь` можно привести в качестве примера компании, которая близка к понятию социально ответственной в бизнесе. Достаточно упомянуть то, что они сейчас делают по программе обучения молодых менеджеров. Ленэнерго участвовало в нашем анкетировании, и будем надеяться, что наше сотрудничество продолжится.

- А в регионе, кроме `Северстали`, появляются ли молодые руководители, готовые принять то, о чем вы сейчас рассказываете? Или же там идет передача прежних традиций управления?

- В регионе положение достаточно сложное. Мы только начинаем работать на Северо-Западе РФ. Однако могу сказать, что и в провинции далеко не все так однозначно, как кажется. Уже высказали свою заинтересованность в участии в проекте предприятия Республики Коми, серьезную поддержку оказывают Северная торгово-промышленная палата (Мурманск), ТПП Карелии, Вологодская ТПП и другие. Так что приятные неожиданности с точки зрения готовности бизнеса воспринимать идеи корпоративного управления вполне возможны.

Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ. УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
17.11.03`МЕНАТЕП СПб` окунулся в розницу
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru