В октябре в Петербурге было открыто два супермаркета сети `Патэрсон`, еще два откроются в ноябре-декабре. Московская экспансия на петербургский ритейловый рынок началась по-настоящему
Напомним, что первый `Патэрсон` появился в городе почти полтора года тому назад и все это время пребывал в одиночестве, однако московское руководство сети никогда не упускало случая заявить о том, что именно их фирма покажет петербуржцам `настоящие сетевые супермаркеты`.
Кое-какие основания для подобных утверждений у москвичей были: петербургские универсамы, достойные гордого названия `супермаркет`, объединялись с трудом. Тем не менее исконно петербургские сети супермаркетов все же существуют. В их числе можно назвать `Континент` (2 супермаркета), `Сезон` (6) и самую удачную попытку сетестроительства - МахМix (9).
Иллюзия, что сетей у нас нет, была порождена, по всей видимости, информационной закрытостью петербургских торговцев. Закрытость же, в свою очередь, стала возможной потому, что петербургским сетям был дан запас времени для спокойного развития. Сейчас этот запас исчерпан.
На самом деле универсам и супермаркет - это одно и то же, главное, чтобы в магазине был соблюден ряд требований:
- площадь торгового зала - не менее 1 тыс. кв. метров,
- ассортимент составлял не менее 20 тыс. наименований;
- обязателен дополнительный сервис. Создавать при магазинах салатные производства и пекарни считается чуть ли не обязательным компонентом супермаркета.
Планов громадье...
До конца 2003 года московская компания `Омега-97` откроет в Петербурге еще 2 супермаркета `Патэрсон`: 20 ноября - на Сенной площади и 29 ноября - на пр. Славы. В течение 2004 года, как заявила начальник отдела маркетинга петербургского отделения сети Светлана Друкина, к ним добавятся еще 10.
А гендиректор сети `Патэрсон` Юрий Яковчик, выступая в начале октября на открытии своего второго петербургского магазина, заявил о планах по строительству в северной столице 20 универсамов, что позволит компании выйти в лидеры местного рынка.
Вторым московским ритейлером, пришедшим на местный рынок, был `Перекресток`, открывшийся в октябре прошлого года. Этот магазин также уже более года пребывает в одиночестве, но в течение трех лет торговый дом `Перекресток` планирует довести число своих магазинов в Петербурге до 10.
Готовятся к открытию два супермаркета сети: в ноябре 2003 года в торговом центре `Заневский каскад` напротив станции метро `Ладожская`, а в начале 2004-го - в торговом центре `ПИК` напротив `Сенной`.
Видимо, активизация всех этих игроков привела к тому, что оживился самый первый и самый обособленный в Петербурге сетевой проект `универсамного` формата: заместитель генерального директора ЗАО `Ренлунд СПб` Марита Коскинен объявила о планах по открытию еще одного магазина `Супер Сива`, а также о том, что теперь это будет происходить ежегодно.
Чему они нас могут научить
Делая в последние пару лет заявления о своей `просветительской` миссии, москвичи основываются на том, что они смогли увидеть со стороны некоторые недостатки петербургского сетевого рынка.
Главный из этих недостатков уже упоминался - петербургские универсамы выходят на рынок поодиночке, а если и объединяются, то медленно и неохотно (сразу оговоримся: речь не о `Пятерочке` - это не супермаркеты, а магазины эконом-класса). Этим недостатком обусловлены все остальные.
Например, по сравнению со столичными операторами, в ценовой политике наши сети не слишком сильны. Как уже не раз говорилось, сетевые операторы оказывают давление на поставщиков продуктов, что позволяет ритейлерам одновременно сдерживать цены и увеличивать за счет оборота свою прибыль.
Еще год назад посещавшие Петербург московские сетевые операторы часто говорили, что средние цены в местных магазинах на 7-19% выше, чем в Москве. По их мнению, так происходило потому, что здешние производители продовольствия были ориентированы в первую очередь не на розничную торговлю, а на оптовиков (`В Петербурге много монополистов, и их монополия еще никем не разрушена`).
Правда, расчеты, произведенные петербуржцами в текущем году, свидетельствуют об обратном. По сообщению начальника отдела товарных ресурсов администрации Петербурга Александра Щербакова, сделанному 24 октября, в городе цены ниже, чем в Москве, по всей номенклатуре потребительских товаров. Стоимость минимального продовольственного набора в Петербурге - 1173,54 руб., в Москве - 1333,45 руб. (+12%).
Но если предположить, что замечания москвичей хотя бы по отдельным товарным позициям актуальны, то теперь законы местного рынка наверняка будут сломаны. Московские сети вскоре будут оперировать очень большими объемами товаров, и если петербургские поставщики не предоставят им требуемых скидок, они смогут завезти необходимое со своих складов в столице. Им это может оказаться выгоднее.
Вслед за этим неизбежно пойдут вниз цены и в петербургских магазинах: в противном случае им не удастся конкурировать с москвичами.
Угроза прихода в Петербург иногородних поставщиков способна оказать существенное влияние и на оптовые цены. Однако для удовлетворения торговцев производителям и оптовикам нужно будет не только в большей степени делиться с ними прибылью - также нужно повышать качество своей собственной работы: производить то, что пользуется наибольшим спросом, снижать издержки своего производства, улучшать логистику и так далее. Это выгодно и самим производителям, потому что делает их бизнес более эффективным.
Бедность сближает покупателей
И все же у Петербурга есть одно существенное отличие от столицы, которое делает неактуальными некоторые из московских технологий, используемых в системе супермаркетов. Это отличие - почти трехкратное отставание уровня доходов среднего петербуржца от уровня доходов среднего москвича (по последним данным, это $150 и $380 соответственно). Поэтому петербургские универсамы вряд ли в ближайшие годы столкнутся с необходимостью четко разделять потоки покупателей бедных, средних и VIP, чем уже давно озабочены московские операторы супермаркетов.
`Среднебедных` клиентов в Петербурге значительно больше, поэтому здесь можно в гораздо меньшей степени задумываться о распространении дисконтных карт, об утренних распродажах для домохозяек и о том, как в одном зале гармонично соединить торговлю капустой и мясом кенгуру (это пример из реальной жизни, правда из московской).
В городе на Неве в нынешних условиях будут более конкурентоспособными и перспективными те супермаркеты, которые способны предлагать покупателю любой, в том числе и недорогой, товар.
По-видимому, столь неприязненное отношение сотрудников супермаркетов к экономичным универсамам типа `Пятерочек` и `Дикси` объясняется лишь тем, что вторые демонстрируют бoльшее родство с основной массой петербуржцев. И вообще, `пятерочки` (как нарицательное название) и супермаркеты только на первый взгляд работают в разных секторах рынка.
Убеждение, что магазины вроде `Пятерочки` рассчитаны на бедного покупателя, не более чем заблуждение. Зато упрощенный формат позволяет им гораздо мобильнее осуществлять экспансию, захватывая таким образом новые рынки как в Петербурге, так и в других городах.
Не будем забывать
о гипермаркетах
Еще одна серьезнейшая угроза супермаркетам исходит от магазинов `гипер`-формата. Что такое гипермаркет?
Его внешние характеристики таковы: магазин самообслуживания с торговой площадью более 5 тыс. квадратных метров и ассортиментом от 25 тысяч и более наименований, не менее половины которого занимают непродовольственные товары. Отличаются низкими уровнями наценки и, следовательно, розничных цен. Главная причина этого скрыта в основе бизнеса: продовольственные товары - оружие гипермаркета в борьбе за покупателя, на эти товары - минимальная наценка; товары non-food - это средство, которое позволяет гипермаркету нормально работать и зарабатывать деньги.
Широкий выбор продукции в одном торговом зале, оптимальный доступ к товарам, большой набор дополнительных услуг, характерный для гипермаркетов, - существенное преимущество формата.
Собственное производство развито в гипермаркете гораздо лучше, чем в супермаркете.
Гипермаркеты отличает наличие большого сезонного ассортимента, в то время как супермаркеты в большей степени ориентированы на постоянный ассортимент.
Пока петербургская практика создания гипермаркетов благоприятна для самых широких кругов покупателей. Эти торговые центры строятся не на окраинах городов, как по большей части происходит в Европе, а в центре густонаселенных районов, таким образом, приезжать туда на автомобиле вовсе не обязательно.
В 2004 году ЗАО `Доринда` намерено открыть в Петербурге пять новых гипермаркетов сети `О`Кей`, к 2006 году - еще 10. Планы компании неизменны: ее годовой оборот должен превысить $1 млрд, а занимаемая доля розничного рынка составит 12-14%. А значит, у супермаркетов в городе на Неве существует еще один серьезнейший конкурент.
|