Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

У нового претендента - северный акцент - ЭиВ N 43 (480)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
У нового претендента - северный акцент
No. 43 (480) 10.11.2003
Андрей Лазарев
В Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга считают, что регулирование потребительского рынка следует оптимизировать: в тех секторах рынка, где контроль слаб, целесообразно поставить дополнительные барьеры на пути некачественной и несертифицированной продукции. А там, где образовался многоступенчатый контроль, можно избрать политику либерализации, в частности в сфере лицензирования розничной торговли спиртным



Ведь по сравнению с предыдущими годами на прилавки стало гораздо меньше поступать несертифицированной продукции. А конкуренция и создание в Петербурге крупных торговых сетей позволят сформировать привлекательное для потребителя соотношение `цена - качество`.

Ожидается, что именно крупные оптовые сети в перспективе определят основных поставщиков спиртного на петербургском рынке. Там представлены хорошо известные производители. Среди них ЗАО `Холдинговая компания `Ладога`, ЗАО `Ливиз` и ООО `ЛВЗ Ливиз`, OAO `Mосковский завoд `Кpиcтaлл`, ООО `ОСТ-Алко` (Московская область), ОАО `СПИ-РВВК`, ОАО `Исток` и ЗАО `Веда` (Ленобласть).

В 2000-2003 гг. эти компании предпринимали попытки расширения сферы сбыта. Причем Петербург считался одним из ключевых. Интенсивная конкуренция приводит к тому, что доли ведущих производителей здесь постоянно колеблются. Одно время петербургское ЗАО `Ливиз` и его дочернее предприятие ООО `ЛВЗ Ливиз`, расположенное в Ленобласти, упорно боролись за доминирование.

Однако в сегменте водки для среднего класса ливизовские позиции постепенно расшатали сначала `СПИ-РВВК`, а потом `Mосковский завoд `Кpиcтaлл`. Позднее основной брэнд `СПИ-РВВК` сменил прописку: из Калининграда водку `Флагман` (синяя этикетка) оказалось везти слишком накладно. `Mосковский завoд `Кpиcтaлл`, где выпускалась аналогичная водка, но с черным ярлыком, стал продвигать собственные брэнды.

Эти два события заставили `СПИ-РВВК` искать нового базового производителя. Им стала компания `ОСТ-Алко`, о чем теперь и указано на синей этикетке `Флагмана`.

Впрочем, эта рокировка обернулась потерей спиртосодержащей продукции одного из своих прежних достоинств: более-менее стабильного вкуса. Точнее характерного стандартного послевкусия, став в ряд с прочими водочными изделиями. Более того, качество воды, поступающей из одного региона, практически уравняло традиционную водку завода `Кристалл` (`Гжелка`) и `Флагман`, что в последнее время ухудшило конкурентные позиции `СПИ-РВВК` в Петербурге.

Ведь теперь практически несбыточной оказалась идея приучить часть населения (в первую очередь средний класс) к потреблению одного вида продукции за счет характерного послевкусия. То есть идти тем же путем, каким завоевывали себе популярность лидеры на мировом рынке спиртного.

Проблема усугубилась тем, что `Флагман` так и смог выйти на уровень высшего класса, нишу в котором сегодня неожиданно занял ливизовский `Русский стандарт`.

А вот в сегменте водки для среднего класса ситуация оказалась неоднозначной: у потребителей, как показывают покупки в крупных торговых сетях, не сформировалось стойких предпочтений. Одни и те же люди берут водку то одной, то другой марки. Таким образом, сложились удобные предпосылки для очередной попытки изменить расклад сил между основными производителями.

Группа компаний `Евросервис` еще в 2001 году попробовала раскрутить свои брэнды. Однако был допущен серьезный просчет: на рынок попытались вывести довольно широкую линейку разных продуктов. Этим воспользовалась группа предприятий `Ладога`, сконцентрировавшись на продвижении двух брэндов (`Ладога` и `Самсон`), хотя она выпускала полсотни разных видов алкогольной продукции. При этом ставку делали на улучшение качества: после модернизации производства на одном из основных заводов группы его водку малыми партиями стали даже продавать в дальнее зарубежье - в Германию.

И все же даже улучшенная водка `Ладога` с трудом вписывается в нишу водок для среднего класса. Ее предпочитают все-таки массовые потребители, как правило, индифферентные к вкусу, для которых важнее всего цена продукта при приемлемом уровне качества.

Этим осенью 2003 года вновь попыталась воспользоваться компания `Евросервис`. Сначала она предпочла выступить в роли оптового продавца товаров различных марок. Однако теперь взялась за раскрутку продукции приобретенного ЛВЗ `Невский`. В компанию привлекли новых менеджеров, которые после тщательно проведенного анализа алкогольного рынка Петербурга и учета ошибок прошлых лет остановили свой выбор на одном брэнде `Лапландия`. Водка с таким названием стала заметной в крупных торговых сетях в 2002 году по положительной динамике продаж.

Сейчас на продвижение брэнда `Лапландия` выделяется $500 тыс. В перспективе после модернизации производства мощности по выпуску такой водки оцениваются в 200 тыс. декалитров в месяц. Инвестиции в создание новых линий оцениваются в $1 млн. Столь оптимистические проекты основываются на уверенности менеджеров в том, что `Лапландию` предпочтут именно в среднем секторе потребителей.

Менеджеры не пытаются завлечь покупателей какими-то особыми качествами продукта. Они просто обещают добротный водочный вкус, основанный на российских традициях, и оптимальный уровень цен. Само название и стиль оформления бутылок создают некий ореол северной романтики, что улучшает шансы на продвижение на рынке.

Как показывают исследования, на эту водку могут переключиться именно те, на кого рассчитывали в `СПИ-РВВК`, но так и не смогли привлечь. Кроме того, `Лапландия` способна притянуть к себе и часть приверженцев ливизовской продукции.

Тенденция к периодическим переделам на рынке водок, как считают эксперты, в ближайшей перспективе сохранится. Ведь небольшим предприятиям при обостряющейся конкуренции становится все труднее выжить, поэтому они вынуждены входить в холдинги. А здесь выбор не так уж велик.

Однако и холдинги, в свою очередь, привередничают: их руководство хочет быть уверенным в качестве продукции, выпускаемой из цехов купленного предприятия. Затраты же на организацию постоянного контроля могут превысить прибыли от будущих доходов. Ведь маленькие заводы, как правило, нуждаются в модернизации.

Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru