В Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга считают, что регулирование потребительского рынка следует оптимизировать: в тех секторах рынка, где контроль слаб, целесообразно поставить дополнительные барьеры на пути некачественной и несертифицированной продукции. А там, где образовался многоступенчатый контроль, можно избрать политику либерализации, в частности в сфере лицензирования розничной торговли спиртным
Ведь по сравнению с предыдущими годами на прилавки стало гораздо меньше поступать несертифицированной продукции. А конкуренция и создание в Петербурге крупных торговых сетей позволят сформировать привлекательное для потребителя соотношение `цена - качество`.
Ожидается, что именно крупные оптовые сети в перспективе определят основных поставщиков спиртного на петербургском рынке. Там представлены хорошо известные производители. Среди них ЗАО `Холдинговая компания `Ладога`, ЗАО `Ливиз` и ООО `ЛВЗ Ливиз`, OAO `Mосковский завoд `Кpиcтaлл`, ООО `ОСТ-Алко` (Московская область), ОАО `СПИ-РВВК`, ОАО `Исток` и ЗАО `Веда` (Ленобласть).
В 2000-2003 гг. эти компании предпринимали попытки расширения сферы сбыта. Причем Петербург считался одним из ключевых. Интенсивная конкуренция приводит к тому, что доли ведущих производителей здесь постоянно колеблются. Одно время петербургское ЗАО `Ливиз` и его дочернее предприятие ООО `ЛВЗ Ливиз`, расположенное в Ленобласти, упорно боролись за доминирование.
Однако в сегменте водки для среднего класса ливизовские позиции постепенно расшатали сначала `СПИ-РВВК`, а потом `Mосковский завoд `Кpиcтaлл`. Позднее основной брэнд `СПИ-РВВК` сменил прописку: из Калининграда водку `Флагман` (синяя этикетка) оказалось везти слишком накладно. `Mосковский завoд `Кpиcтaлл`, где выпускалась аналогичная водка, но с черным ярлыком, стал продвигать собственные брэнды.
Эти два события заставили `СПИ-РВВК` искать нового базового производителя. Им стала компания `ОСТ-Алко`, о чем теперь и указано на синей этикетке `Флагмана`.
Впрочем, эта рокировка обернулась потерей спиртосодержащей продукции одного из своих прежних достоинств: более-менее стабильного вкуса. Точнее характерного стандартного послевкусия, став в ряд с прочими водочными изделиями. Более того, качество воды, поступающей из одного региона, практически уравняло традиционную водку завода `Кристалл` (`Гжелка`) и `Флагман`, что в последнее время ухудшило конкурентные позиции `СПИ-РВВК` в Петербурге.
Ведь теперь практически несбыточной оказалась идея приучить часть населения (в первую очередь средний класс) к потреблению одного вида продукции за счет характерного послевкусия. То есть идти тем же путем, каким завоевывали себе популярность лидеры на мировом рынке спиртного.
Проблема усугубилась тем, что `Флагман` так и смог выйти на уровень высшего класса, нишу в котором сегодня неожиданно занял ливизовский `Русский стандарт`.
А вот в сегменте водки для среднего класса ситуация оказалась неоднозначной: у потребителей, как показывают покупки в крупных торговых сетях, не сформировалось стойких предпочтений. Одни и те же люди берут водку то одной, то другой марки. Таким образом, сложились удобные предпосылки для очередной попытки изменить расклад сил между основными производителями.
Группа компаний `Евросервис` еще в 2001 году попробовала раскрутить свои брэнды. Однако был допущен серьезный просчет: на рынок попытались вывести довольно широкую линейку разных продуктов. Этим воспользовалась группа предприятий `Ладога`, сконцентрировавшись на продвижении двух брэндов (`Ладога` и `Самсон`), хотя она выпускала полсотни разных видов алкогольной продукции. При этом ставку делали на улучшение качества: после модернизации производства на одном из основных заводов группы его водку малыми партиями стали даже продавать в дальнее зарубежье - в Германию.
И все же даже улучшенная водка `Ладога` с трудом вписывается в нишу водок для среднего класса. Ее предпочитают все-таки массовые потребители, как правило, индифферентные к вкусу, для которых важнее всего цена продукта при приемлемом уровне качества.
Этим осенью 2003 года вновь попыталась воспользоваться компания `Евросервис`. Сначала она предпочла выступить в роли оптового продавца товаров различных марок. Однако теперь взялась за раскрутку продукции приобретенного ЛВЗ `Невский`. В компанию привлекли новых менеджеров, которые после тщательно проведенного анализа алкогольного рынка Петербурга и учета ошибок прошлых лет остановили свой выбор на одном брэнде `Лапландия`. Водка с таким названием стала заметной в крупных торговых сетях в 2002 году по положительной динамике продаж.
Сейчас на продвижение брэнда `Лапландия` выделяется $500 тыс. В перспективе после модернизации производства мощности по выпуску такой водки оцениваются в 200 тыс. декалитров в месяц. Инвестиции в создание новых линий оцениваются в $1 млн. Столь оптимистические проекты основываются на уверенности менеджеров в том, что `Лапландию` предпочтут именно в среднем секторе потребителей.
Менеджеры не пытаются завлечь покупателей какими-то особыми качествами продукта. Они просто обещают добротный водочный вкус, основанный на российских традициях, и оптимальный уровень цен. Само название и стиль оформления бутылок создают некий ореол северной романтики, что улучшает шансы на продвижение на рынке.
Как показывают исследования, на эту водку могут переключиться именно те, на кого рассчитывали в `СПИ-РВВК`, но так и не смогли привлечь. Кроме того, `Лапландия` способна притянуть к себе и часть приверженцев ливизовской продукции.
Тенденция к периодическим переделам на рынке водок, как считают эксперты, в ближайшей перспективе сохранится. Ведь небольшим предприятиям при обостряющейся конкуренции становится все труднее выжить, поэтому они вынуждены входить в холдинги. А здесь выбор не так уж велик.
Однако и холдинги, в свою очередь, привередничают: их руководство хочет быть уверенным в качестве продукции, выпускаемой из цехов купленного предприятия. Затраты же на организацию постоянного контроля могут превысить прибыли от будущих доходов. Ведь маленькие заводы, как правило, нуждаются в модернизации.
|