Минули те времена, когда кандидаты на разные выборные должности, а равно кандидаты в депутаты разного уровня сочиняли обширные программы `спасения России`, в которые вчитывался избиратель, разыскивая что-то, отвечающее его чаяниям. Теперь все куда проще
И если бы нам, скажем, пришлось сочинять руководство на тему `Как стать депутатом`, мы бы первым делом туда вписали: `Постоянно мелькать в СМИ`. Не беда, если при этом провозглашаются безадресные затертые банальности типа `Каждый должен чувствовать заботу Родины` или `Страна должна любить своих детей`. Главное - мелькать!
Вот возьмем, к примеру, действия типичного кандидата в депутаты Государственной Думы из обоймы крупных хозяйственных руководителей. Несмотря на занятость и постоянное проживание в Москве уже с весны 2003 года, он замелькал на страницах газет, выходящих на территории будущего избирательного округа. Появилась и учрежденная кандидатом новая газета тиражом 260-280 тыс. экземпляров, посвященная его трудовым успехам и заметным социальным акциям.
Она, а заодно и другие СМИ вдруг, как по команде, начали пропагандировать многочисленные инициативы нашего героя. Вот он проводит акцию `Будьте здоровы!` и отправляет бригады врачей в сельскую глубинку, объясняя: `Я живу в России и прекрасно понимаю, какова разница между городом и селом`. (Странно только, что понимание осеняет ответственных лиц, как правило, когда нужно заручиться поддержкой электората.) Он же дарит каждой школе набор компакт-дисков с записями стихов выдающихся поэтов, признаваясь в горячей любви к русской литературе. Он же заказывает отливку колокола для деревенской церкви и на церемонии освящения колокола выслушивает от расчувствовавшегося батюшки приятные слова о людях, избранных `промыслом божьим`.
Увы, изменилась психология нашего избирателя! Прежде он от обилия статей и газетных портретов конкретного лица, поднимаемых на щит его `акций` подозрительно бы сощурился и заключил: `Это все, чтобы в Думу пролезть`. Теперь же понимающе и без всяких эмоций: `В Думу собрался человек`.
Прежде задал бы вопрос: `Откуда у него деньги?`. Теперь спокойно и даже уважительно: `Есть, видать, деньги`. (Все уже смирились, что фраза архивариуса Коробейникова из романа Ильфа и Петрова `Двенадцать стульев` насчет ордеров на мебель `Такое дело только состоятельному человеку по силам` целиком относится к нашим выборам.)
Иное качество приобрели отношения в связке `кандидат - электорат`. Словно заключается молчаливое соглашение: кандидат демонстрирует за краткие недели и месяцы предвыборной кампании щедрость души и кошелька, избиратель деловито прикидывает, что ему от данной щедрости за те же краткие недели и месяцы перепадет. И ничего более.
Кстати, насчет щедрости и радушия. В то же самое воображаемое руководство для кандидатов в депутаты мы обязательно включили бы пункт, гласящий: `Покажи свою доступность. Зайди к каждому в дом хотя бы заочно`. Наш герой-кандидат озаботился этим опять-таки заранее. Все лето потенциальный избиратель находил у себя в почтовом ящике приглашения от кандидата в депутаты провести с удовольствием свободное время. Детвору он звал во двор на игры и конкурсы с призами, взрослым предлагал послушать заказанный им духовой оркестр у фонтана. При таком многотысячном охвате не обходится, конечно, без издержек.
Нам меньше всего хотелось бы, чтобы нас расценили как злопыхателей против какого-то кандидата в депутаты Госдумы в преддверии выборов. Мы не против кого-то из кандидатов. Мы против укоренившейся системы выборов, когда одни покупают, а другие молча продаются. Ничего доброго такая система взаимоотношений `избранников народа` и избирателей не рождает и родить не может. |