С 1 января 2004 года в России начнет действовать новый Таможенный кодекс. На конференции ТПП в Йоэнсуу большой интерес вызвало выступление начальника Выборгской таможни Бориса Кудрявцева, рассказавшего о том, как будет проходить перестройка работы таможенных органов. Мы попросили Б. Кудрявцева дать интервью нашему корреспонденту
- Борис Борисович, вы в таможне уже много лет, поэтому интересно ваше мнение о том, почему было необходимо принятие нового Таможенного кодекса РФ.
- Тот Таможенный кодекс, по которому мы еще сегодня работаем, был на время его принятия прогрессивным документом. Стоит напомнить, что он появился в России после развала СССР раньше Конституции и многих других законов.
С тех пор изменилась нормативная база, и кодекс начал отставать от требований времени. В таких условиях Государственному таможенному комитету (ГТК) приходилось издавать приказы и распоряжения. В конце концов накопилось свыше трех тысяч документов, которые таможенник должен учитывать в своей работе и применять на практике. Громоздкость нормативной базы дает основания считать, что и сами таможенные процедуры достаточно тяжеловесны (если понадобилось их прописывать в таком количестве документов, помимо кодекса).
Главное достоинство нового Таможенного кодекса, как мне кажется, в том, что основная масса принципиальных вопросов урегулирована самим этим документом и ответы на них уже содержатся в нем.
- Будет ли такой расклад удобен не только таможне, но и участникам внешнеэкономической деятельности?
- Конечно. Долгое время мы ждали закона, который бы регламентировал перечень документов, представляемых участником внешнеэкономической деятельности или перевозчиком при перемещении товара через границу. Ныне действующее законодательство содержит такую фразу: `Таможенник может потребовать и иные другие документы`. В новом же Таможенном кодексе содержится исчерпывающий перечень документов, которые таможенник имеет право потребовать. И, что интересно, ГТК может сократить этот перечень, а вот добавить что-то - нет. Этот пример наглядно показывает, как законодательно может быть урегулирована проблема. И так по всем статьям.
Если самой таможне нелегко было работать с громоздкой нормативной базой, то как можно было разобраться в ней людям, которые вынуждены были сталкиваться с таможней? Новый Таможенный кодекс должен быть понятен всем.
- Относится ли это и к иностранным гражданам, которые устали натыкаться на наши законы?
- Я думаю, что новый Таможенный кодекс более понятен и иностранным партнерам российских бизнесменов, и иностранным инвесторам. Ведь он во многом базируется на положениях Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Кроме этого, он опирается на мировой опыт, отраженный в положениях генерального соглашения по тарифам и торговле и в других документах, принятых в рамках ВТО и Еврокодекса. Он вобрал в себя передовые идеи, проверенные мировым опытом, и отвечает международным требованиям.
Ведь не зря ГТК заявляет, что с принятием нового Таможенного кодекса мы войдем в первую десятку стран с наиболее развитым таможенным законодательством.
- Готова ли таможня к применению нового кодекса не в теории, а на практике?
- На это прямо нацелены регламентирующие нашу деятельность документы, в частности приказ ? 828 ГТК, который уже применяют сегодня таможенники в работе, а также программа `Зеленый коридор`, опробованная в Выборгской таможне.
Так что таможенники сейчас не просто сдают зачеты и экзамены на знание статей нового кодекса. Мы надеемся, что с его введением в бюджет будет поступать больше средств. И не только за счет сокращения времени на оформление товара, но и за счет увеличения числа участников внешнеэкономической деятельности. Ведь не секрет, что кто-то и занялся бы международным бизнесом, да не хочет иметь дело со сложностями и трудностями таможенных процедур. А если они станут четкими и понятными, если система будет функционировать слаженно, то это создаст дополнительные возможности и для тех, кто пока не решался заняться внешнеэкономической деятельностью.
- Разделяете ли вы мнение тех, кто считает, что в погоне за ускорением таможенных процедур таможня ослабит контроль, что повлечет за собой вал контрабанды?
- Нет. Мне кажется, такое мнение может возникнуть от недостаточного понимания нового кодекса. Если мы проявим волю и усердие в реализации концепции управления рисками, то, я думаю, этого не произойдет.
Мы переходим на качественно новые условия работы: от тотального досмотра - к аналитической деятельности.
Хочу напомнить, что еще года три-четыре назад такой распространенный вид нарушения таможенных правил, как недоставка товаров до таможни назначения, казался неистребимым. Стремясь обеспечить доставку товаров до места назначения, таможня создавала препятствия для нерадивых перевозчиков и плодила новые приказы и распоряжения. А сегодня мы ушли от этой проблемы.
Все взаимосвязано. Научатся наши граждане жить по закону - и закон станет проще и понятнее им.
|