Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

От тотального досмотра - к аналитической деятельности - ЭиВ N 43 (480)
РЕГИОН
От тотального досмотра - к аналитической деятельности
No. 43 (480) 10.11.2003
Лариса БАЖУКОВА
С 1 января 2004 года в России начнет действовать новый Таможенный кодекс. На конференции ТПП в Йоэнсуу большой интерес вызвало выступление начальника Выборгской таможни Бориса Кудрявцева, рассказавшего о том, как будет проходить перестройка работы таможенных органов. Мы попросили Б. Кудрявцева дать интервью нашему корреспонденту



- Борис Борисович, вы в таможне уже много лет, поэтому интересно ваше мнение о том, почему было необходимо принятие нового Таможенного кодекса РФ.

- Тот Таможенный кодекс, по которому мы еще сегодня работаем, был на время его принятия прогрессивным документом. Стоит напомнить, что он появился в России после развала СССР раньше Конституции и многих других законов.

С тех пор изменилась нормативная база, и кодекс начал отставать от требований времени. В таких условиях Государственному таможенному комитету (ГТК) приходилось издавать приказы и распоряжения. В конце концов накопилось свыше трех тысяч документов, которые таможенник должен учитывать в своей работе и применять на практике. Громоздкость нормативной базы дает основания считать, что и сами таможенные процедуры достаточно тяжеловесны (если понадобилось их прописывать в таком количестве документов, помимо кодекса).

Главное достоинство нового Таможенного кодекса, как мне кажется, в том, что основная масса принципиальных вопросов урегулирована самим этим документом и ответы на них уже содержатся в нем.

- Будет ли такой расклад удобен не только таможне, но и участникам внешнеэкономической деятельности?

- Конечно. Долгое время мы ждали закона, который бы регламентировал перечень документов, представляемых участником внешнеэкономической деятельности или перевозчиком при перемещении товара через границу. Ныне действующее законодательство содержит такую фразу: `Таможенник может потребовать и иные другие документы`. В новом же Таможенном кодексе содержится исчерпывающий перечень документов, которые таможенник имеет право потребовать. И, что интересно, ГТК может сократить этот перечень, а вот добавить что-то - нет. Этот пример наглядно показывает, как законодательно может быть урегулирована проблема. И так по всем статьям.

Если самой таможне нелегко было работать с громоздкой нормативной базой, то как можно было разобраться в ней людям, которые вынуждены были сталкиваться с таможней? Новый Таможенный кодекс должен быть понятен всем.

- Относится ли это и к иностранным гражданам, которые устали натыкаться на наши законы?

- Я думаю, что новый Таможенный кодекс более понятен и иностранным партнерам российских бизнесменов, и иностранным инвесторам. Ведь он во многом базируется на положениях Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Кроме этого, он опирается на мировой опыт, отраженный в положениях генерального соглашения по тарифам и торговле и в других документах, принятых в рамках ВТО и Еврокодекса. Он вобрал в себя передовые идеи, проверенные мировым опытом, и отвечает международным требованиям.

Ведь не зря ГТК заявляет, что с принятием нового Таможенного кодекса мы войдем в первую десятку стран с наиболее развитым таможенным законодательством.

- Готова ли таможня к применению нового кодекса не в теории, а на практике?

- На это прямо нацелены регламентирующие нашу деятельность документы, в частности приказ ? 828 ГТК, который уже применяют сегодня таможенники в работе, а также программа `Зеленый коридор`, опробованная в Выборгской таможне.

Так что таможенники сейчас не просто сдают зачеты и экзамены на знание статей нового кодекса. Мы надеемся, что с его введением в бюджет будет поступать больше средств. И не только за счет сокращения времени на оформление товара, но и за счет увеличения числа участников внешнеэкономической деятельности. Ведь не секрет, что кто-то и занялся бы международным бизнесом, да не хочет иметь дело со сложностями и трудностями таможенных процедур. А если они станут четкими и понятными, если система будет функционировать слаженно, то это создаст дополнительные возможности и для тех, кто пока не решался заняться внешнеэкономической деятельностью.

- Разделяете ли вы мнение тех, кто считает, что в погоне за ускорением таможенных процедур таможня ослабит контроль, что повлечет за собой вал контрабанды?

- Нет. Мне кажется, такое мнение может возникнуть от недостаточного понимания нового кодекса. Если мы проявим волю и усердие в реализации концепции управления рисками, то, я думаю, этого не произойдет.

Мы переходим на качественно новые условия работы: от тотального досмотра - к аналитической деятельности.

Хочу напомнить, что еще года три-четыре назад такой распространенный вид нарушения таможенных правил, как недоставка товаров до таможни назначения, казался неистребимым. Стремясь обеспечить доставку товаров до места назначения, таможня создавала препятствия для нерадивых перевозчиков и плодила новые приказы и распоряжения. А сегодня мы ушли от этой проблемы.

Все взаимосвязано. Научатся наши граждане жить по закону - и закон станет проще и понятнее им.

Другие материалы рубрики
РЕГИОН
28.04.08Архангельская область
28.04.08Ленинградская область
28.04.08Республика Коми
28.04.08Мурманская область
28.04.08Своя АЭС не даст попасть в зависимость
Новость о том, что государственная корпорация `Росатом` будет строить в Калининградской области АЭС, негативно восприняли балтийские соседи
21.04.08Сплошной профицит
21.04.08`ЛУКойл` продал De Beers долю
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru