Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Старт на финишной прямой - ЭиВ N 43 (480)
Первая полоса
Старт на финишной прямой
No. 43 (480) 10.11.2003
Татьяна ПРОТАСЕНКО
Избирательная кампания по выборам в Госдуму РФ наконец-то стартовала официально. И теперь уже нужно делать все по закону, а главное - предъявлять себя избирателям самыми различными способами



Поможет ли кампания электоральным актерам, успеют ли они сорвать аплодисменты зрителей-избирателей - пока неясно, поскольку предварительные зондажи общественного мнения на этот счет дают пессимистичные прогнозы.

Похоже, что главной интригой этой думской кампании будет уровень явки избирателей. Именно явка определит, состоялись ли выборы в ряде округов вообще, а если состоялись, то кто в конце концов вышел победителем.

При низкой явке (до 30%) победителями выйдут одни партии и кандидаты, при средней явке (30-45%) круг победителей может незначительно расшириться и каждый из них получит несколько меньший процент голосов, при явке выше 50% может поменяться расклад и партий, и голосов.

Эти тенденции характерны для больших городов, к которым относится Петербург, где избиратели в последнее время по своему менталитету, ценностным ориентациям и даже электоральным симпатиям все больше сближаются с Россией, а не с Москвой.

Итак, по результатам репрезентативных телефонных опросов (1200 и 4000 человек, статистическая погрешность плюс-минус 1,5%), проведенных Социологическим институтом РАН и агентством `Мегаполис` в октябре сего года в Петербурге, избирательная активность была следующей:

Исходя из практики последних лет (выборы в Законодательное собрание и выборы губернатора) известно, что на выборы приходят в основном только те, кто заявлял о своем твердом намерении прийти к избирательным урнам. При этом телефонные опросы дают несколько завышенный уровень потенциальной явки, поэтому если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, можно было бы спрогнозировать еще более низкую явку, чем показали опросы.

Кто же ходит на выборы, и кто отказывается от участия в них? Первые получили даже название `профессиональные выборщики`. Это социально уязвленные избиратели, нуждающиеся в помощи, прежде всего, государства, поскольку без патерналистского отношения к себе с его стороны они не выживут.



Опросы петербуржцев `Пойдете ли вы

на выборы депутатов Госдумы РФ?` (%)

1-2 октября 10-12 октября

Твердо пойдем 26,0 30,6

Пожалуй, да 20,8 26,0

Трудно сказать, 25,7 18,1

пока не решили

Пожалуй, нет 8,9 9,2

Точно нет 18,6 16,1

По данным Социологического института РАН

При этом избиратели этой группы вполне научились разговаривать с представителями властей и кандидатами во власть на уровне прагматичного рыночного обмена: я тебе - свой голос, ты мне - конкретную помощь. Недаром среди этих избирателей более 60% - люди старше 50 лет (с преобладанием женщин) с пониженным уровнем среднего душевого дохода (в сентябре - 3050 руб. при 3327 руб. в целом по городу).

Те, кто на выборы не ходит, - более самостоятельный электорат, умеющий свои проблемы решать сам и не желающий отдавать свой голос в обмен на мелкие подачки, поскольку ждет более серьезных изменений в жизни страны. Эти ожидания у значительной части избирателей-`отказников` связаны с установлением на практике постоянных четких правил игры, по которым можно было бы действовать в разных сферах жизни в разное время и в разных регионах страны.

Среди этой группы избирателей больше половины - люди до 40 лет, здесь больше мужчин и людей с более высокими доходами (в сентябре их среднедушевой доход был 3857 руб.), и это при том, что около 20% таких избирателей отказались назвать уровень своих доходов. Можно предположить, что если бы они его раскрыли, то средняя цифра была бы значительно больше. Подчеркну, что сейчас именно показатель среднедушевого дохода является универсальным фактором, хорошо дифференцирующим избирателей по уровню электоральной активности, партийным симпатиям, социальному оптимизму, пессимизму и другим предпочтениям.

Прогнозируя результаты думской кампании, безусловно, нужно исходить из учета предполагаемой явки. Правда, следует признаться, что этот показатель - самое больное место в прогнозах социологов, они часто ошибаются, не успевая зачастую отследить мгновенные изменения в настроениях электората. К тому же в последнее время, если кампания проходит сложно, избиратели начинают лукавить, скрывая в опросах свое мнение либо вообще отказываясь отвечать.

Увеличение количества `отказников` - свидетельство неблагополучия в течение кампании, что было продемонстрировано в ходе недавних губернаторских выборов.

Особенность кампании по выборам в Государственную Думу состоит в том, что в ней обязательно участие партий. Это накладывает отпечаток на действия и самих партий, и кандидатов. Напомню, что на прошлых выборах в Государственную Думу практически все победители в мажоритарных округах являлись выдвиженцами партий, а если они не были связаны членством в какой-либо партии, декларируемые ими политические взгляды были четко обозначены.

Партии, структурируя политическое пространство, могут побуждать избирателей к выбору, создавать интригу, придавать голосованию смысл истинно политического выбора. И к тем политическим субъектам, кому это удается, сразу притягивается оппозиционный - сильный электорат. Впрочем, это отнюдь не гарантирует победу на выборах, поскольку в нашем обществе до сих пор сильна роль личности.

В настоящее время партийное сознание в Петербурге не слишком развито, однако около половины опрашиваемых избирателей достаточно хорошо ориентируются в партийных реалиях и в партийной принадлежности кандидатов в депутаты, хорошо идентифицируют себя с той или иной партией, говоря о своих ориентировочных симпатиях.

Приведем полученный нами расклад партийных симпатий среди петербуржцев, твердо заявивших об участии в думских выборах (при заявленной явке 30%).



Твердый рейтинг партий по Петербургу

на 10-12 октября (в %)

`Единая Россия` 36,9

`Яблоко` 12,8

КПРФ 9,1

СПС 8,8

Родина 2,9

ЛДПР 2,3

Развитие предпринимательства 2,0

Возрождение России и Партия жизни 1,6

Женщины России 0,8

Партия пенсионеров 0,6

Коммунисты, но не КПРФ 0,6

Народная партия 0,3

Другие партии 0,3

Трудно сказать 9,7

Никого 9,0

Отказ отвечать 2,0



Если же взять за 100% всех тех, кто заявляет, что может принять участие в выборах (размер группы - 56,6% от общего числа избирателей), то тогда верхняя часть анализируемого рейтинга будет выглядеть так:



`Единая Россия` 35,6%

`Яблоко` 12,8%

СПС 9,4%

КПРФ 7,2%



Но подобный уровень явки в сегодняшних условиях представляется маловероятным, хотя напомню, что на прошлые выборы в Госдуму пришли около 54% петербуржцев.

Обращаю внимание, что процент готовых голосовать за ту или иную партию включает и тех, кто выразил свои симпатии с некоторым сомнением, поэтому представленные цифры отражают практически максимальный уровень возможной поддержки избирателями данной партии. Так, например, в составе электората `Единой России` - 26% твердых сторонников и 11% нетвердых, у `Яблока` - 10% и 3% соответственно, у СПС - 7,5% и 1,5%.

Что может повлиять на явку избирателей? Ответ банален: интерес. А интерес должен быть сформирован самими участниками процесса: как партиями, так и конкретными кандидатами. Они должны донести свои идеи, предложения до избирателей, убедить их в том, что только они смогут выполнить обещания, которые у большинства кандидатов и партий похожи, как будто они написаны под копирку.

А донести это поможет в значительной степени телевидение. Из результатов вышеупомянутых социологических опросов ясно, что около 60% избирателей Петербурга, проявивших интерес к выборам, намерены наблюдать за ходом кампании по телевизору. Более всего их интересуют теледебаты и рассказы кандидатов и представителей партий о своих реальных прошлых делах и заслугах (более 70%). Подчеркну, что привлекают именно дела, а не обещания. При этом значительно ниже интерес к личной жизни и доходам кандидатов (около четверти из общей группы в 60%).

И на этом фоне `Единая Россия` попыталась отказаться от теледебатов. Уверена, что лидеры единороссов знают результаты опросов об интересе к теледебатам, но при этом знают и возможный партийный расклад: огромное преимущество, которое им дает низкий уровень явки. Ибо теледебаты собирается смотреть более умный, более сильный избиратель, способный отделить зерна от плевел. А вдруг он при этом пойдет на выборы и проголосует за другие партии?

`Единой России` это не нужно, поскольку в теледебатах необходимо умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, предъявлять реальные дела, а в этом позиции единороссов достаточно уязвимы. Все другие партии имеют на руках результаты голосования депутатов от `Единой России` в Думе, из которых ясно, что голосовали они очень часто не так, как обещали своим избирателям.

Багаж `Единой России` - авторитет президента В. Путина и некоторых региональных лидеров. В теледебатах этим торговать трудно.

Такова стартовая ситуация. Как развернутся события, и кто придет к финишу, узнаем через месяц.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru