Появление нового тарифа (`Презент.ru`) компании `МегаФон` можно считать предвестником перемен на петербургском рынке телекоммуникаций. Этого следовало ожидать, анализируя общую динамику прибылей операторов сотовой связи
По официально распространенным компанией `Мобильные телесистемы` (МТС) данным, во II и III кварталах 2003 г. вновь увеличились консолидированная выручка и рентабельность компании. И это несмотря на заметный рост доли абонентов с предоплатой по тарифу `Джинс` и низкий уровень поступлений от дочерних структур МТС в Украине. Не исключено, что на доходы и рентабельность МТС повлиял сезонный фактор, а значит, осенью приток низкодоходных абонентов способен ухудшить показатели МТС в IV квартале.
Аналогичные тенденции просматриваются у другого оператора мобильной связи - `ВымпелКома` (торговая марка `Би лайн`). Однако он демонстрирует невысокие темпы роста. Да и рентабельность у `ВымпелКома` ниже, чем, например, у МТС. Тем не менее финансовые аналитики советуют сейчас покупать акции этих двух компаний, а не продавать.
Отсюда следует: они обе накопили достаточные ресурсы, чтобы бороться за абонентов в российских регионах, включая Северо-Запад РФ. При этом стоит иметь в виду, что качество связи МТС в Петербурге в последнее время заметно улучшилось. Сигнал уверенно принимают не только в городе, но и в ряде ближайших к нему зон Ленобласти.
Фактически исчезает то преимущество, которым традиционно обладала компания `МегаФон` в Петербурге и пригородной зоне. И часть клиентов выбирает ее в основном по инерции.
Средний слой абонентов давно раздражают и высокая абонентская плата, и поминутная оплата трафика `МегаФона`, поэтому многие из них подумывают о смене оператора. Сегодня практически равноценной рокировкой могла стать МТС. Марка `ВымпелКома` в Петербурге, в отличие от Москвы, пока недостаточно престижна. А много говорящие клиенты давно уже присматриваются к `СкайЛинку`. Фиксированная ставка этой компании высока.
Однако при превышении определенной планки трафика становится выгоднее пользоваться услугами `СкайЛинка`, чем переплачивать `МегаФону`. Останавливали, правда, ограниченный выбор мобильных трубок и их размеры. Но не так давно появилась достаточно привлекательная для предпринимателей модель телефона.
К сожалению, финансовая статистика `МегаФона` остается закрытой: оператор не выставляет своих акций на мировых торговых площадках. Поэтому для него, в отличие от МТС и `ВымпелКома`, не требуется составлять регулярные отчеты по международным стандартам.
Между тем, по неофициальным данным, у `МегаФона` возникли проблемы из-за ставки компании на обеспеченную категорию клиентов, которых привлекала, прежде всего, надежность связи. Однако изменения на рынке сотовой связи увеличили риски потерь `МегаФоном` части абонентов в Петербурге.
Внимание сотовых операторов связи к малоговорящим абонентам, как показывает мировая практика, окупается. Особенно при вхождении новых игроков на рынок. Это доказывает пример компании Tele2. Ее менеджеры исходят из простого принципа: многие не обзаводятся сотовым телефоном не потому, что не способны платить за услуги связи, а потому что не готовы переступить психологический барьер: обзавестись постоянной статьей расхода представляется обременительным.
Постепенно у таких абонентов вырабатывается привычка разговаривать по мобильнику, без которого все труднее обходиться, даже если бюджет семьи заставляет ограничивать время разговоров. Соответственно, абонент привыкает и к оператору, который приучил его к услуге связи. Пренебрежение компании к малоговорящим клиентам оборачивается в долгосрочной перспективе потерей части рынка...
В целом сотовый рынок России уверенно прибавляет по 1 млн абонентов ежемесячно. В масштабах России распределение долей рынка между основными игроками с начала 2003 года почти не изменилось. МТС контролирует 36% российского рынка сотовой связи, `ВымпелКом` - около 29%, `МегаФон` - 18%.
|