Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

От карет до торпед прошел путь завод `Двигатель`, отметивший в этом году свое 150-летие - ЭиВ N 42 (479)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
От карет до торпед прошел путь завод `Двигатель`, отметивший в этом году свое 150-летие
No. 42 (479) 03.11.2003
Алексей МАРКОВ
История завода началась с мастерских купца первой гильдии Густава Арнольдовича Лесснера, построенных по `высочайшему разрешению` Николая I на набережной Большой Невки



Вначале в них выполнялись слесарные работы - выпуск и ремонт типографского оборудования, кузнечных горнов и телег. Затем мастерские были преобразованы в `Механический чугунолитейный завод `Г. А. Лесснер`.

На заводе Лесснера делали паровые машины и котлы, водотурбинные котлы, гидравлические ковальные машины, насосы, прессы. Завод, приспосабливаясь к запросам времени, менял виды продукции. Например, здесь в 1904-1909 гг. были изготовлены первые отечественные автомобили тринадцати разновидностей: легковые, почтовые, пожарные, грузовики.

В 1906 году `Г. А. Лесснер` выполнил престижный заказ: изготовил представительский автомобиль для председателя совета министров России графа С. Витте. Таким образом, можно сказать, что именно Петербург - родина отечественного автомобилестроения. К сожалению, ни один из образцов этой техники не сохранился.

Сотрудничество завода с Военно-морским флотом страны началось в 1877 году. Завод изготавливал донные мины и проворотные краны для их спуска. В 1883-м на заводе Лесснера были изготовлены первые самодвижущиеся мины (так назывались торпеды). За образец русским Морским ведомством были взяты английские мины системы Уайтхеда. В ходе изготовления модернизировались конструкция торпед и технология их производства.

Ко времени русско-японской и Первой мировой войн завод Лесснера стал одним из главных производителей торпед в стране. На предприятии была построена полуподводная лодка `Кета` конструкции С. Джевецкого - один из первых прототипов современных подводных судов. Лодка Джевецкого была вооружена двумя торпедными аппаратами и пушкой и при погружении оставляла рубку над волной. Прямо со стапеля `Кета` отправилась на русско-японскую войну, где участвовала в обороне устья Амура.

Высокое качество продукции предприятия было удостоено престижных российских и международных наград, в том числе особого права - изображать на изделиях и рекламных проспектах государственный герб.

После Октябрьской революции завод долгое время простаивал. Производство было возобновлено в 1927 году, тогда же завод N 181 получил новое название `Двигатель`.

До 1939 года `Двигатель` был единственным в СССР производителем торпед. К началу Великой Отечественной войны флот страны имел на вооружении более 8 тыс. торпед, подавляющее большинство которых было изготовлено в Ленинграде.

В период Отечественной войны предприятие было эвакуировано в Уральск, где был построен новый завод по выпуску мин и торпед. Но и на площадке в блокадном Ленинграде производство не прекращалось. Здесь доделывали торпеды из оставшихся заготовок, выпускали минные тралы, делали стрелковое оружие, изготавливали детали авиабомб и минометов `Катюша`. По спецзаданию для старших офицеров флота делали пистолеты `Балтиец` (аналог немецких `вальтеров`). Образец `Балтийца` есть в собрании Военно-морского музея.

После войны завод осваивал новые виды продукции для ВМФ и народного хозяйства. В частности, выпускались сейсмографы для поиска залежей нефти в недрах земли, дефектоскопы для исследования металлических конструкций, сварочные аппараты конструкции академика Е. Патона. С начала 1950-х сугубо военный завод стал изготавливать товары народного потребления - радиограммофоны УРГ, позже - электропроигрыватели `Аврора`.

Но торпеды все же оставались главной продукцией предприятия. Первым в послевоенные годы был освоен выпуск электрической торпеды ЭТ-46. За ее разработку ведущие специалисты предприятия были удостоены Госпремии. Впервые в стране в 1950 году стали выпускать самонаводящиеся электрические торпеды с неконтактным взрывателем.

В начале 1960-х завод `Двигатель` был подключен к разработке телеуправляемых торпед. Это оружие было принято на вооружение в 1968 году. Сегодня на вооружении состоят модернизированные торпеды. Последняя модернизация выполнена за счет средств завода в 2000 году. Другое изделие завода - противолодочная торпеда СЭТ-65 также модернизирована.

После создания в ВМФ СССР частей морского спецназа `Двигатель` стал выпускать особые подводные транспортные средства - носители и буксировщики водолазов торпедообразной формы. Первой моделью стал носитель легководолазов `Сирена`. Позже были созданы другие военные и гражданские модификации носителей водолазов.

Сейчас ФГУП `Завод `Двигатель` производит и модернизирует оружие для подводного и надводного флота. Здесь делают приборы гидроакустического противодействия для защиты подводных лодок, средства буксировки водолазов. Значительная часть продукции идет на экспорт.

Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru