История завода началась с мастерских купца первой гильдии Густава Арнольдовича Лесснера, построенных по `высочайшему разрешению` Николая I на набережной Большой Невки
Вначале в них выполнялись слесарные работы - выпуск и ремонт типографского оборудования, кузнечных горнов и телег. Затем мастерские были преобразованы в `Механический чугунолитейный завод `Г. А. Лесснер`.
На заводе Лесснера делали паровые машины и котлы, водотурбинные котлы, гидравлические ковальные машины, насосы, прессы. Завод, приспосабливаясь к запросам времени, менял виды продукции. Например, здесь в 1904-1909 гг. были изготовлены первые отечественные автомобили тринадцати разновидностей: легковые, почтовые, пожарные, грузовики.
В 1906 году `Г. А. Лесснер` выполнил престижный заказ: изготовил представительский автомобиль для председателя совета министров России графа С. Витте. Таким образом, можно сказать, что именно Петербург - родина отечественного автомобилестроения. К сожалению, ни один из образцов этой техники не сохранился.
Сотрудничество завода с Военно-морским флотом страны началось в 1877 году. Завод изготавливал донные мины и проворотные краны для их спуска. В 1883-м на заводе Лесснера были изготовлены первые самодвижущиеся мины (так назывались торпеды). За образец русским Морским ведомством были взяты английские мины системы Уайтхеда. В ходе изготовления модернизировались конструкция торпед и технология их производства.
Ко времени русско-японской и Первой мировой войн завод Лесснера стал одним из главных производителей торпед в стране. На предприятии была построена полуподводная лодка `Кета` конструкции С. Джевецкого - один из первых прототипов современных подводных судов. Лодка Джевецкого была вооружена двумя торпедными аппаратами и пушкой и при погружении оставляла рубку над волной. Прямо со стапеля `Кета` отправилась на русско-японскую войну, где участвовала в обороне устья Амура.
Высокое качество продукции предприятия было удостоено престижных российских и международных наград, в том числе особого права - изображать на изделиях и рекламных проспектах государственный герб.
После Октябрьской революции завод долгое время простаивал. Производство было возобновлено в 1927 году, тогда же завод N 181 получил новое название `Двигатель`.
До 1939 года `Двигатель` был единственным в СССР производителем торпед. К началу Великой Отечественной войны флот страны имел на вооружении более 8 тыс. торпед, подавляющее большинство которых было изготовлено в Ленинграде.
В период Отечественной войны предприятие было эвакуировано в Уральск, где был построен новый завод по выпуску мин и торпед. Но и на площадке в блокадном Ленинграде производство не прекращалось. Здесь доделывали торпеды из оставшихся заготовок, выпускали минные тралы, делали стрелковое оружие, изготавливали детали авиабомб и минометов `Катюша`. По спецзаданию для старших офицеров флота делали пистолеты `Балтиец` (аналог немецких `вальтеров`). Образец `Балтийца` есть в собрании Военно-морского музея.
После войны завод осваивал новые виды продукции для ВМФ и народного хозяйства. В частности, выпускались сейсмографы для поиска залежей нефти в недрах земли, дефектоскопы для исследования металлических конструкций, сварочные аппараты конструкции академика Е. Патона. С начала 1950-х сугубо военный завод стал изготавливать товары народного потребления - радиограммофоны УРГ, позже - электропроигрыватели `Аврора`.
Но торпеды все же оставались главной продукцией предприятия. Первым в послевоенные годы был освоен выпуск электрической торпеды ЭТ-46. За ее разработку ведущие специалисты предприятия были удостоены Госпремии. Впервые в стране в 1950 году стали выпускать самонаводящиеся электрические торпеды с неконтактным взрывателем.
В начале 1960-х завод `Двигатель` был подключен к разработке телеуправляемых торпед. Это оружие было принято на вооружение в 1968 году. Сегодня на вооружении состоят модернизированные торпеды. Последняя модернизация выполнена за счет средств завода в 2000 году. Другое изделие завода - противолодочная торпеда СЭТ-65 также модернизирована.
После создания в ВМФ СССР частей морского спецназа `Двигатель` стал выпускать особые подводные транспортные средства - носители и буксировщики водолазов торпедообразной формы. Первой моделью стал носитель легководолазов `Сирена`. Позже были созданы другие военные и гражданские модификации носителей водолазов.
Сейчас ФГУП `Завод `Двигатель` производит и модернизирует оружие для подводного и надводного флота. Здесь делают приборы гидроакустического противодействия для защиты подводных лодок, средства буксировки водолазов. Значительная часть продукции идет на экспорт.
|