В следующем году в петербургском бюджете увеличится доля внутреннего долга. Средства, полученные от размещения облигаций, пойдут на финансирование объектов городской инфраструктуры
На конец 2004 года долг Петербурга увеличится и составит (в предельном значении) 17,9 млрд руб. В валютном эквиваленте это сопоставимо с уровнем 2000 года.
Значительную долю, почти 80%, составят внутренние заимствования. Планируется выпустить облигации городского займа на 3,5 млрд руб. Минфин РФ допускает размещение долговых обязательств на срок до 15 лет. Но в Комитете финансов администрации Петербурга воздерживаются от подробных комментариев на эту тему.
По словам начальника отдела операций на открытом рынке комитета Игоря Оленина, вполне вероятно, что аукционы по размещению `длинных` МКО пройдут в первой половине следующего года, поскольку во второй половине, в силу коррекции рынка, спрос на них падает. Назвать более точно сроки дюрации в КФ опасаются.
В структуре городских облигаций изменений не предвидится. Зарегистрированный на 2003 год амортизационный выпуск КФ пока не реализован (он позволяет дробить `тело` долга на несколько лет). В 2004-м, по информации эмитента, право на выпуск этого займа вновь будет зарегистрировано в Минфине РФ.
От сберегательного займа для населения город отказался из-за низкого спроса на эти ценные бумаги. Такие облигации размещались в с 1999-го по 2001 год на срок свыше четырех лет. В настоящее время их активно продают вследствие низкой доходности.
Вместе с тем в Минфине РФ идею размещения сберегательных облигаций не проигнорировали. Как недавно заявила замминистра финансов РФ Белла Златкис, разработка займа была приостановлена из-за концентрации усилий на пенсионной реформе. По ее словам, работа эта возобновится скоро. Облигации предполагается эмитировать в следующем году.
Внешний долг Петербурга в 2004 году согласно требованиям обновленного Бюджетного кодекса будет сопоставим с объемом погашения в 2003-м, а это примерно $40 млн. В КФ не очень довольны столь жестким регламентом.
`Желательно, чтобы отдельным субъектам РФ установили иные критерии по объемам внешнего долга. Это позволило бы более эффективно использовать благоприятную конъюнктуру на внешнем рынке`, - отметил руководитель отдела управления государственным долгом КФ Эдуард Батанов. Западные кредиты могут обойтись дешевле, но они более рискованные, поскольку механизм хеджирования валютных рисков отсутствует.
В бюджете на следующий год исключены гарантии по кредитам. Эта возможность предоставлена только ГУПам. С унитарными предприятиями администрации легче работать, потому что она владеет рычагами их управления. В разрабатываемых финансовых планах ГУПы обязаны теперь отдельной строкой указывать средства на погашение кредитов.
Кстати, по данным Минфина, гарантии относятся к наиболее некачественным активам субъекта РФ из-за частых невозвратов.
Средства, полученные от размещения МКО в 2004 году, планируется направить в фонд развития инфраструктуры (туда также включены отчисления инвесторов на инфрастуктуру). Все проекты, отобранные для фонда, характеризуются как некоммерческие. Подавляющая их часть связана с решением транспортных проблем. Это подъездные пути к кольцевой автодороге, строительство станции метро `Комендантский проспект`.
На решение городских задач средства запланированы в меньшем объеме, например, на расселение ветхого жилого фонда предполагается выделить 800 млн руб. (для сравнения: на КАД - 3,6 млрд руб.).
В течение нескольких лет сумма обслуживания долга удерживалась на одном уровне. В 2004-м на эти цели выделяется 2,5 млрд руб. Небольшая величина обусловлена в значительной степени увеличением дюрации МКО и соответственно снижением их ставок. Но, как разъяснили в Комитете финансов, запас здесь не заложен. В случае ухудшения конъюнктуры на рынке можно выйти за установленные Бюджетным кодексом пределы, а это скажется на рейтинге города.
|