Почти 10 лет обсуждают на всех уровнях вопрос ускорения прохождения грузов через российско-финляндскую границу на ее Выборгском участке. С вводом в эксплуатацию новых современно оснащенных автопереходов проблема очередей, к сожалению, не отпала. Запустили в жизнь программу TEDIM, рассчитывая, что формирование электронного документа контроля доставки ускорит прохождение грузов. Но постепенно активность финских фирм, принявших участие в этом проекте, зачахла, натолкнувшись на `объективные` обстоятельства.
Теперь переключились на проект `Зеленый коридор`. Что это такое, и что от него ждут, читателям прояснит наша беседа с заместителем начальника Выборгской таможни Геннадием Виноградовым
- Геннадий Геннадьевич, расскажите, в чем суть программы `Зеленый коридор`?
- 22 сентября на международном автомобильном пункте пропуска `Торфяновка` был осуществлен первый пропуск грузовиков, которые шли в Россию в рамках пилотного проекта `Зеленый коридор`.
Постараюсь объяснить привлекательность данной программы (кстати, в ней пока участвуют фирмы России, Финляндии и Швеции). Схема такая: товар еще не отправили в путь, а информация о нем из финской или шведской таможни поступила уже в Главный научно-исследовательский вычислительный центр ГТК. Здесь ее обработали и передали на пограничный пункт пропуска, куда должен поступить груз.
Когда машина с товаром приходит в пограничную российскую таможню, перевозчик подает инспектору документы с соответствующим штрихкодом, считывая который, таможенник идентифицирует электронный вид документа с бумажным. Если все нормально, распечатывают документ контроля доставки товара, ставят необходимые печати и штампы, и машина отправляется в таможню назначения. Вся процедура занимает не больше двух-трех минут.
- Что происходит с товаром дальше?
- Грузовик идет в глубь России - в таможню назначения. А там уже получена о нем информация из пограничной таможни и из Главного научно-исследовательского вычислительного центра ГТК.
На основании этих данных таможня назначения имеет возможность оформить декларацию до прихода транспортного средства. Если все совпало и сработало, то цикл считается завершенным. Об этом таможня назначения ставит в известность информационный центр и пограничную таможню.
- Зеленый коридор будет иметь только `Торфяновка`?
- Приказ ГТК N 642 определил правила проведения таможенного оформления и таможенного контроля товара и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ с использованием предварительной информации, предоставляемой таможенными службами зарубежных стран. Приказом не определяются конкретные пункты пропуска, которые могут участвовать в данной программе.
Пилотный проект был запущен на МАПП `Торфяновка`. Сегодня автопереходы `Брусничное` и `Светогорск` тоже могут работать в рамках `Зеленого коридора`. Для этого не нужно никакого дополнительного распоряжения. Если из Финляндии или Швеции поступит информация, что товар направляется по данному пути, то его готовы встретить любые автомобильные пункты пропуска Выборгской таможни.
- Какие еще преимущества у зеленого коридора?
- С его открытием у нас появилась возможность информационного обмена электронными документами с финской и шведской таможнями. Выработан, образно говоря, общий электронный язык, на котором мы можем общаться. До сих пор было много попыток в достижении этой цели, и наконец они увенчались успехом.
- Насколько мне известно, подводными камнями `Зеленого коридора` могут стать подъездные пути к пограничным пунктам пропуска. Именно это было одной из основных причин торможения неплохой программы ТEDIM...
- К сожалению, узкие дороги на подъезде к международным автомобильным пунктам пропуска `Торфяновка` и `Брусничное` значительно влияют на успешную реализацию проекта `Зеленый коридор`. В том случае, если образуется очередь за шлагбаумом, у грузовиков, идущих по зеленому коридору, просто нет возможности ее объехать.
На пункте пропуска `Светогорск` у нас несколько другая ситуация. За счет того, что там почти нет нейтральной территории, нормально могут проходить машины в рамках проекта `Зеленый коридор`, так как на этом пункте есть ТЛЦ (таможенно-логистический центр). Этот канал используется для прохождения грузов на ОАО `Светогорск` по упрощенной схеме оформления.
- Получается, если образуется очередь в `Торфяновке` или в `Брусничном`, теряется смысл зеленого коридора?
- На сокращение очередей должен повлиять вступивший недавно в силу 828-й приказ ГТК, который направлен на сокращение времени таможенного оформления на пограничном пункте пропуска до 15-17 минут. Это произойдет за счет сокращения количества досмотров, а также за счет упрощения требований к формированию записи `товарной части` в документах.
- А новый Таможенный кодекс РФ предусматривает сокращение времени прохождения грузов через границу?
- Да. Это работа в рамках подготовки к переходу на новый Таможенный кодекс, который упрощает процедуру оформления товара на границе. Кроме того, мы работаем над реализацией программы `Лауфцеттель`. Смысл ее в том, что таможенное оформление между сопредельными пунктами пропуска (например `Ваалимаа` и `Торфяновкой`) должно проходить не дольше двух часов.
Мы постоянно ведем поиски путей сокращения времени на оформление товаров в пограничных пунктах пропуска. И зеленый коридор - одна из форм работы в этом направлении. В то же время ценность этого проекта в том, что информация к нам поступает от зарубежных таможен, а не от фирм-отправителей.
- Есть ли надежда на более активное подключение к программе `Зеленый коридор` российских участников ВЭД?
- Отбор участников этого проекта очень жесткий. Они не должны быть замечены ни в каких нарушениях. Не много российских фирм пока соответствует этим требованиям. Но не все так безнадежно. Например, некоторые российские перевозчики, которые работают с добросовестными зарубежными участниками внешнеэкономической деятельности, по их ходатайству тоже могут быть включены в данную программу. Но еще раз обращаю внимание на то, что в их внешнеторговой биографии не должно быть темных пятен. Их не должно быть и во всей цепочке: отправитель - экспедитор - перевозчик - получатель.
Пока в проекте `Зеленый коридор` участвует мало фирм - получателей и перевозчиков. Это те, которые соответствуют международным требованиям и которым таможня может доверять.
|